Инвестиции в отрасль СПГ — проектное финансирование

Объемы инвестиций в СПГ-проекты очень велики, и способ финансирования этих проектов определяет многие черты торговли и производства СПГ. Проекты СПГ обладают практически всеми характеристиками инвестиций в энергетику. По своему характеру проекты СПГ высокотехнологичны. Их отличает крупномасштабность и капиталоемкость, требующая значительного объема инвестиций на начальном этапе. Объекты эксплуатируются с крупными постоянными и небольшими переменными издержками и имеют продолжительный срок службы. У руководства практически нет возможности изменить ход производственной деятельности после ее начала. Проекты СПГ уникальны в том смысле, что они не могут использоваться для других целей, помимо своего изначального назначения. Производственно-сбытовая цепочка СПГ состоит из ряда звеньев. Успех реализации проекта в цепочке СПГ определяется тем, что происходит в других ее звеньях, а также в рамках его самого, и неудача в одном из звеньев сказывается на состоянии всей цепочки. Вместе с тем, в отличие от трубопроводов, которые обеспечивают стационарную связь между месторождением и рынком, цепочка СПГ является более гибкой и допускает изменение состава поставщиков и потребителей.

Прогноз инвестиций

Согласно материалу Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook 2006, потребности в инвестициях в газовую инфраструктуру в период 2005-2030 годов составят в общей сложности 3,9 трлн. долл. США, или 151 млрд. долл. США в год. Данный показатель включает в себя инвестиции в разработку месторождений (2,20 трлн. долл. США), объекты СПГ (292 млрд. долл. США), СПГ-танкеры (76 млрд. долл. США) и сферу переработки и сбыта (1,36 трлн. долл. США). В процентном отношении на долю объектов и танкеров для СПГ приходится соответственно 7% и 2% от общего объема инвестиций в газовую отрасль. По классификации МЭА, объекты СПГ включают в себя заводы по сжижению и регазификационные терминалы. На Ближнем Востоке и в Африке требуется наибольший объем инвестиций для сооружения новых заводов по сжижению, а оставшаяся часть инвестиционных потребностей других регионов распределяется практически поровну. Исходя из данного прогноза, МЭА предполагает, что объем торговли СПГ увеличится с 185 млрд. м3 в 2005 году до 470 млрд. м3 к 2030 году.

Финансирование проектов СПГ

Финансирование газовых проектов сталкивается с целым рядом проблем. Всегда существуют факторы неопределенности в части затрат, цен, рынков и прибыли. Государственное регулирование и политика оказывают значительное влияние на экономику газовых проектов. Проекты освоения газовых месторождений для внутреннего рынка развивающихся стран, в частности, будут испытывать трудности с привлечением финансирования на международном рынке. Однако, с другой стороны, коммерчески обоснованные, ориентированные на экспорт проекты СПГ, подкрепляемые долгосрочными обязательствами со стороны кредитоспособных покупателей или реализацией продукции на емких и ликвидных рынках, финансируются посредством проектного финансирования. Несколько развивающихся стран с успехом реализуют проекты по экспорту СПГ на своей территории за счет проектного финансирования.

Основная причина того, почему для финансирования проектов СПГ выбирается проектное финансирование, заключается в том, что объем требуемых инвестиций настолько велик, что ни одна компания не может в одиночку принять на себя риски, связанные с проектом. В целом ряде случаев вся цепочка СПГ формируется одновременно, включая месторождения природного газа, заводы по сжижению, СПГ-танкеры, регазификационные терминалы и трубопроводы, что требует огромного объема инвестиций.

В такие проекты вовлечены многочисленные участники: производители газа, проектно-строительные организации, судостроительные компании, электрические/газовые предприятия, трубопроводные компании, дистрибьюторы, потребители, банки, страховые компании и правительства стран-экспортеров и импортеров. В случае проектного финансирования риски распределяются среди тех участников, которые наиболее оптимально приспособлены для их принятия. Проектное финансирование является также и эффективным инструментом мобилизации иностранных инвестиций для тех правительств принимающих стран, которые не хотят увеличивать объем государственного кредитования. Кроме того, проектное финансирование играет определенную роль в привлечении иностранных квалифицированных специалистов, оборудования и технологий в принимающие страны.

Проектное финансирование применяется для финансирования проектов в области инфраструктуры, промышленности, природных ресурсов и коммунального обслуживания. Так, в частности, проектное финансирование обычно используется в нефтегазовом секторе. Проекты по судо- и самолетостроению также финансируются по аналогичной методике, основанной на условиях ограниченного оборота. При проектном финансировании основная часть финансовых средств предоставляется в виде займа и погашается главным образом за счет потока денежных средств, образующегося в рамках проекта. В целом ряде случаев заемщик представляет собой компанию специального назначения, сформированную для данного проекта, с тем чтобы оградить спонсоров от долговых обязательств и рисков по проекту. Компания специального назначения, как правило, не владеет никакими активами, кроме активов проекта, финансируемых спонсорами и кредиторами. На рисунке ниже показана схема структуры проектного финансирования в секторе СПГ.

Структура проектного финансирования СПГ (схема)

Хотя в том же контексте, что и проектное финансирование, нередко используются термины безоборотное финансирование или финансирование с ограниченным оборотом, данный термин сам по себе означает, что кредиторы вообще не имеют права обращения взыскания или же имеют ограниченное право обращения взыскания на имущество заемщика или спонсоров. В отличие от этого, при корпоративном финансировании кредиторы имеют право регресса на все активы заемщика.

Принципы Экватора

Проектное финансирование играет важную роль в финансировании проектов развития во всем мире, которые оказывают особо важное влияние на общество и окружающую среду стран с формирующейся экономикой. Принципы Экватора основаны на природоохранных стандартах Всемирного банка и социальной политики Международной финансовой корпорации (МФК) и служат общим ориентиром для коммерческих банков при определении социальных и экологических нормативов в связи с проектным финансированием.

Принципы обеспечивают финансирование и разработку проектов социально ответственным образом с отражением рациональной практики природопользования: по мере возможности, необходимо избегать негативного воздействия на экосистемы и население; если же такое воздействие неизбежно, его необходимо уменьшить, смягчить и/или соответствующим образом компенсировать.

Первый комплект Принципов Экватора был выпущен в июне 2003 года. Последующие изменения были внесены в июле 2006 года с целью отражения текущего опыта и надлежащей практики. Более 50 ведущих финансовых учреждений мира приняли Принципы Экватора.

Финансирование с ограниченным оборотом применялось для финансирования морских путешествий еще в греко-римские времена. В XIX веке строительство железных дорог в Индии и Южной Африке, а также сооружение Панамского канала осуществлялось со многими характеристиками современного финансирования с ограниченным оборотом. Нефтегазовая отрасль США использует метод проектного финансирования с начала ХХ века. В качестве наиболее наглядного примера можно привести освоение за счет проектного финансирования месторождения BP Фортис в Северном море в начале 1970-х годов. Далее, в 1980-е годы, проектное финансирование распространилось на многочисленные проекты, осуществлявшиеся в различных секторах в целом ряде районов мира.

Экспортно-кредитные и многосторонние учреждения

Экспортно-кредитные и многосторонние учреждения играют важную роль в проектном финансировании. Экспортно-кредитные учреждения создаются правительствами для содействия экспорту товаров и услуг из страны и могут предоставлять помощь или содействие развивающимся странам. К их числу относятся Депатамент экспортно-кредитных гарантий (ECGD) в Соединенном Королевстве, Экспортно-импортный банк (ExIm) и Корпорация зарубежных частных инвестиций (OPIC) в США, а также Японский банк международного сотрудничества (JBIC)/Японский банк развития (DBJ). Многосторонние учреждения – это такие межправительственные организации, как Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Азиатский банк развития (АБР). Экспортно-кредитные и многосторонние учреждения обычно не выступают в роли главных кредиторов и лиц, способствующих реализации проектов, но могут участвовать в займах консорциумов.

Участие таких учреждений обеспечивает страхование политических рисков, государственные гарантии и долгосрочные кредиты с низкими процентными ставками, которые не могли бы быть получены в коммерческих банках и страховых компаниях. Участие JBIC и DBJ является наглядным примером применительно к сектору СПГ. В тандеме с проводимой Японией политикой диверсификации источников энергии после нефтяных кризисов 1970-х годов, эти организации предоставляли займы на строительство заводов по сжижению, СПГ-танкеров и регазификационных терминалов, задействованных для поставок СПГ в Японию.

Снижение рисков

Крупные, долгосрочные инвестиции в проекты СПГ связаны с многочисленными рисками. Далее чуть ниже обобщены политические/правовые, технические, экономические и другие риски. Договор к Энергетической Хартии призван способствовать уменьшению некоторых политических и правовых рисков. Как было показано выше, наиболее важным элементом в структуре проектного финансирования является распределение рисков. Риски должны быть подвергнуты анализу на начальных этапах планирования и распределены между теми участниками проекта, кто может справиться с ними наилучшим образом. Так, например, обязательным требованием для проекта СПГ является обеспечение снабжения его сырьевым газом на протяжении всего срока осуществления проекта. Связанные с этим риски можно уменьшить за счет проведения технического аудита запасов или заключения долгосрочного договора поставки газа с его производителями. Аналогичным образом, проектно-строительные организации, сооружающие объекты, как правило, должны предоставлять гарантии завершения/исполнения.

Большое значение для кредиторов имеют риски, связанные с доходной частью проекта. Проекты СПГ традиционно структурируются таким образом, чтобы обеспечивать стабильное движение денежных средств по цепочке СПГ. Мощности по сжижению охватываются долгосрочными договорами купли-продажи и обязательствами бери или плати. Такие меры безопасности усиливаются закреплением танкеров и терминалов за конкретным проектом. Кроме того, кредиторы осуществляют регулярный мониторинг денежных потоков и контролируют банковские счета. В целом ряде случаев кредиторы требуют от заемщиков и других участников проекта открытия эскроу-счетов в банках Лондона или Нью-Йорка, где кредиторы вправе отказывать в снятии средств со счета согласно местному законодательству.

Тенденции

Финансирование проектов СПГ меняется из-за изменений внутри и вне сектора СПГ. В условиях современного рынка СПГ кредиторы уже не могут полагаться на вышеупомянутую традиционную модель. Финансирование становится более сложным из-за множества факторов, о которых уже было сказано, например, инфляции, гибкости пунктов назначения, ценообразования и других.

Требуется более обстоятельное и тщательное планирование всех звеньев цепочки СПГ – от политических рисков, превышения проектной сметы и сбоев графика в области геологоразведки и добычи до конкуренции на рынке, наличия танкеров и режима доступа третьих лиц к терминалам и трубопроводам (или освобождения от такого) в сфере переработки и сбыта. Кроме того, потрясения на мировом энергетическом рынке и ограничение кредита будут способствовать росту напряжения на сфере кредитов. Кредиторы менее охотно предоставляют кредиты для проектов с рисками.

С другой стороны, высокие цены на нефть и газ и обусловленное ими увеличение денежных поступлений в последние годы обеспечили возможность применения компаниями корпоративного финансирования как одного из вариантов финансирования проектов СПГ.

Так, в частности, на современном строительном рынке, где спрос превышает предложение, строительные организации не принимают на себя риск, связанный с превышением сметы затрат, переложив его на спонсоров. В таких условиях в период строительства уменьшаются различия между проектным и корпоративным финансированием. Хотя число компаний, которые могут финансировать за счет собственных средств проект стоимостью в несколько миллиардов долларов, достаточно ограничено, они все же существуют, и в качестве примера можно привести австралийскую Woodside. Компания финансирует свои проекты Pluto за счет свободных средств и корпоративных займов. Одно из преимуществ корпоративного финансирования состоит в гибкости и оперативности принятия решений и управления проектом.

К тому же, компании могут использовать балансовые средства на строительство объектов, а затем заменить их проектными займами после начала эксплуатации. Считается, что такая стратегия рефинансирования позволяет достичь практичного сочетания преимуществ корпоративного и проектного финансирования. Облигации также используются для финансирования СПГ-проектов. Облигации, связанные с проектами Катара, были пущены в обращение в 2004-2006 годах. Поскольку облигации являются менее гибкими (и имеют меньше обязательств), они используются в сочетании с банковскими кредитами.

Риски проектов СПГ

Политические/правовые риски:

  • Геополитика
  • Энергетическая и природоохранная политика / реформы энергетики
  • Налоги / перевод прибылей
  • Экспроприация / юрисдикция

Технические риски:

  • Поставки природного газа (запасы и добыча) / качество газа
  • Строительство / нарушение графика работ / превышение сметы затрат
  • Показатели / эксплуатация

Экономические риски:

  • Макроэкономические условия
  • Наличие танкеров
  • Доступ к принимающим терминалам / хранилищам
  • Гибкость в части поставок и пунктов назначения
  • Доступ к трубопроводам / распределительным сетям
  • Маркетинг / цены
  • Вопросы соотношения валют

Прочие риски:

  • Стихийные бедствия
  • Забастовки / гражданские беспорядки / войны / терроризм

Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)