Режимы доступа к СПГ-терминалам

Соединенные Штаты Америки

СПГ-терминал (США, Hackberry, Cameron LNG)В 2002 году Федеральная комиссия США по регулированию в области энергетики (FERC) аннулировала ранее проводившуюся политику открытого доступа в решении о согласовании создания СПГ-терминала в Хэкберри, Луизиана (т.н. «решение по Хэкберри»). В данном решении FERC предоставила предварительное согласование на сооружение СПГ-терминала в Хэкберри (ныне Cameron LNG) при условии, что разработчик – компания Dynegy – сможет предоставлять услуги своим аффилиированным лицам по рыночным ставкам тарифа, вместо регулируемых ставок «стоимости услуг». Это означает, что в рамках новых проектов СПГ стороны могут взаимно согласовывать ставки и условия предоставления услуг СПГ-терминалам и что новым СПГ-терминалам не требуется предлагать услугу по открытому доступу.

До принятия этого решения в отрасли выдвигались аргументы о том, что требование открытого доступа препятствует вложению средств в новые объекты СПГ и что инвесторам необходим доступ к мощностям импортного терминала для обеспечения рынка инвестиций в весьма капиталоемкие заводы по сжижению за рубежом.

Согласно решению по Хэкберри, объекты для импорта СПГ по существу квалифицируются как источники снабжения, а не как часть транспортного звена цепочки. Продажи газа с СПГ-терминала считаются конкурентными с другими продажами природного газа на дерегулированном, конкурентном рынке. Решение по Хэкберри ознаменовало отход от ранее проводившейся политики открытого доступа. Как заявила FERC, она надеется, что новая политика позволит ликвидировать некоторые экономические и регуляционные барьеры и будет способствовать привлечению инвестиций в новые объекты СПГ. И действительно, после принятия решения по Хэкберри появилось значительное число проектов СПГ, некоторые из которых уже функционируют.

Евросоюз

В Европе реформа газового рынка началась во второй половине 1990-х годов. Вторая Газовая директива (2003/55/EC), заменившая собой первую директиву (98/30/EC), предусматривает следующее: регулируемый доступ третьих лиц к СПГ-терминалам; регулируемые тарифы; регулируемый или договорный доступ третьих лиц к хранилищам; правовое и производственное сегментирование сетевых компаний и другие меры по открытию рынка. В Директиве содержится требование о полном открытии газового рынка к июлю 2007 года.

Вторая Газовая директива дополняется Положением о газе (Regulation (EC) № 1775/2005). В Положении установлены качественные требования для доступа к транспортным системам. Регулируемые тарифы должны быть прозрачными и рассчитываться по методикам, отражающим фактические затраты, в отличие от рыночных тарифов. Оно также требует применять недискриминационные механизмы распределения мощностей и, по крайней мере, на функциональной основе, принцип «не воспользовался – потерял», а также создать вторичный рынок мощностей.

В статье 22 второй Газовой директивы установлены изъятия из режима доступа третьих лиц. В соответствии с такими изъятиями, инвесторы могут резервировать мощности для себя или реализовывать их по рыночной цене. Для осуществления проектов СПГ требуется значительный объем первоначальных инвестиций. Для инвесторов, вкладывающих средства в заводы по сжижению газа, СПГ-терминалы представляют собой стратегическую точку доступа к рынку. В отсутствие должной финансовой безопасности проекты СПГ осуществлять не представляется возможным. Подобно американскому решению по Хэкберри, статья 22 направлена на поощрение инвестиций путем установления изъятий для строительства новых и модернизации существующих объектов инфраструктуры. Кроме того, статья 22 предусматривает положение о преемственности для контрактов, которые существовали до принятия Директивы.

Три терминала (Айл-оф-Грейн, Саут-Хук и Дрэгон) в Великобритании и два (Ровиго и Бриндизи) в Италии получили изъятия согласно статье 22. Срок действия изъятий для этих терминалов составляет 20-25 лет. На сегодняшний день удовлетворены все ходатайства на получение изъятий согласно указанной статье. В Италии изъятия распространяются на 80% мощностей, в то время как в Соединенном Королевстве они применяются ко всем мощностям.

Следует отметить, что европейские директивы подлежат перенесению в национальное законодательство стран, поскольку директивы являются юридически обязательными для государств-членов ЕС, а не непосредственно для их граждан. К СПГ-терминалам применяется именно национальное законодательство, и поэтому подходы будут варьировать от одной страны ЕС к другой.

В сентябре 2007 года Европейская комиссия объявила о третьем пакете законодательных предложений, включая поправки ко второй Газовой директиве и Положению о газе. В нем Комиссия предлагает применять более четко сформулированные правила доступа третьих лиц к СПГ-терминалам. Если во второй Директиве предусмотрено общее требование о необходимости регулирования доступа, то в третьем пакете поставлена цель придания юридически обязательного характера руководящим принципам, подготовленным регулирующими органами государств-членов и Группой европейских органов по регулированию электроэнергетики и газовой отрасли (ERGEG). Данные предложения включают положения о том, что операторы СПГ-терминалов должны предлагать услуги в рамках режима доступа третьих лиц и каким образом им надлежит распределять мощности и урегулировать случаи их дефицита. В третьем пакете также содержится требование об обеспечении прозрачности и предусмотрены меры в отношении вторичного рынка мощностей терминалов.

Режим доступа третьих сторон в Бельгии

В Бельгии режим доступа третьих лиц предусматривает выделение первичных мощностей по долгосрочным контрактам в рамках «открытого сезона» и создания рынка вторичных мощностей, основанного на принципе «не воспользовался – потерял» и меры по недопущению накопления. Первичные мощности на терминале в Зебрюгге полностью расписаны по долгосрочным контрактам, и в 2004 году начал функционировать новый вторичный рынок. Все владельцы мощностей должны извещать оператора терминала Fluxys о неиспользованных мощностях за два месяца вперед.

Хотя никаких изъятий по статье 22 терминалу в Зебрюгге (Бельгия), не предоставлено, все существующие и новые первичные мощности на нем реализованы в рамках долгосрочных контрактов. В рамках процедур «открытого сезона» в 2003 году консорциум в составе Qatar Petroleum и ExxonMobil приобрел право пользования существующим терминалом на протяжении 20 лет начиная с 2007 года (право на первые четыре с половиной года впоследствии передано EdF), а Distrigas и GDF Suez получили мощности расширения, которые должны быть введены в эксплуатацию в 2008 году.

Вторая Газовая директива трактуется как не запрещающая заключение долгосрочных контрактов при условии их соответствия правилам о конкуренции. При согласовании таких долгосрочных контрактов бельгийский регулирующий орган – Комиссия по регулированию электроэнергетики и газовой отрасли – проводил оценку долгосрочных контрактов по следующим позициям: не заблокируют ли они рынок, не будут ли они иметь неблагоприятных последствий для конкуренции и не усилят ли они доминирующего положения грузоотправителя. Принцип недискриминации, а также применения открытых и прозрачных процедур также являлись важными факторами в этом деле. Кроме того, также рассматривались и такие вопросы, как укрепление надежности снабжения и сроки действия договоров с учетом финансовых рисков, характерных для инвестиций (например, срок действия контракта, ограниченный периодом амортизации).

Бельгийские правила доступа третьих сторон призваны гарантировать принципы недискриминации и прозрачности и в то же время предусматривать финансовые стимулы для пользователей СПГ-терминалов и инвесторов, вкладывающих в них средства. В рамках такого механизма осуществляется расширение пропускной способности терминала в Зебрюгге.

Нормативные акты во Франции предусматривают резервирование части мощностей для пользования третьими лицами (например, 90% мощностей на новом терминале в Фо-Кавау зарезервировано для спонсоров проекта и 10% – для третьих лиц). Мощности распределяются в порядке очередности поступления заявок. Пользователь теряет выделенные ему мощности при наступлении следующих трех событий:

  1. Выделенные мощности на терминале, где отсутствуют свободные мощности, недоиспользуются;
  2. Лицо, которому выделены мощности, отказывается реализовать неиспользуемые мощности на вторичном рынке по цене выше тарифа;
  3. Лицо, которому выделены мощности, не может оправдать своего поведения.

В Греции соответствующие органы занимаются подготовкой свода правил по эксплуатации национальной газовой системы, которая будет применяться к трубопроводу и СПГ-терминалу Revithousa. До вступления свода правил в силу эксплуатация терминала осуществляется в соответствии с существующей практикой, и в настоящее время терминал Revithousa предлагает услуги терминала третьим лицам.

На терминале в Панигалии, Италия, предлагаются регулярные и разовые услуги. А на двух терминалах, получивших изъятие (Ровиго и Бриндизи), 80% мощностей подпадает под изъятие, а остальные 20% – под действие режима доступа третьих лиц. Что касается правила «не воспользовался – потерял», то пользователь утрачивает все права по изъятиям в случае неиспользования более чем 20% мощностей, на которые распространяется изъятие.

В Испании для распределения мощностей применяется метод обслуживания в порядке очередности поступления заявок. Хотя 75% совокупной мощности зарезервировано для контрактов с минимальным сроком действия в два года, 25% мощности отведено для контрактов со сроком действия менее двух лет. Грузоотправителям не может быть выделено более половины краткосрочных мощностей на одном и том же терминале. Правило «не воспользовался – потерял» применяется в следующем порядке: пользователи первичных мощностей должны уведомить о том, какую долю выделенной мощности они намерены использовать, за три месяца; операторы терминала извещают оператора транспортной системы о неиспользуемых мощностях; и далее неиспользуемые мощности распределяются среди заинтересованных сторон.

В Соединенном Королевстве трем терминалам предоставлены изъятия полностью на все их мощности. В 2003 году состоялась процедура «открытого сезона» по терминалу Грейн (находится в собственности и эксплуатируется Национальной сетью), и BP/Sonatrach совместно приобрели все мощности первой очереди на срок в 20 лет. Контракты на мощности второй очереди (расширение) на терминале Грейн заключены с Centrica, Gaz de France и Sonatrach. В соответствии с предоставленными изъятиями, терминал Саут-Хук будет предоставлять услуги проекту Qatargas II на протяжении 25 лет, а СПГ-терминал Дрэгон заключил договоры с BG и Petronas на срок в 20 лет. Другие стороны могут получить вторичные мощности от пользователей первичных мощностей. В случае неиспользования первичных или вторичных мощностей оператор терминала предложит мощности в соответствии с правилом «не воспользовался – потерял».

Турция

Импорт природного газа в Турцию начался в 1987 году по трубопроводу из России, следующему по западному маршруту через территорию Украины, Молдовы, Румынии и Болгарии. В 1994 году в целях диверсификации поставок природного газа Турция открыла свой первый регазификационный терминал в Мармара-Эриглизи близ Стамбула. В 2006 году в эксплуатацию был сдан второй терминал – Egegaz.

До принятия в 2001 году закона «О рынке природного газа» нефтегазопроводной корпорации BOTAS принадлежала монополия на турецкую газовую отрасль, включая импорт, оптовые продажи и ценообразование. Данный закон преследует цель создания стабильного и прозрачного рынка природного газа на базе правил о конкуренции. Согласно закону, BOTAS должна предоставлять контракты на импорт природного газа новым участникам на конкурсной основе до тех пор, пока ее доля в импорте не станет ниже 20% к 2009 году. Контракты на импортные поставки газа в объеме 3 млрд. м3 переданы третьим лицам. После 2009 года компания будет также подвергнута реструктуризации с сегментированием на предприятия, занимающиеся торговлей, транспортировкой и хранением продукции.

Орган по регулированию энергетического рынка отвечает за разработку и исполнение подзаконных актов в области энергетики. Наряду с существованием регулируемого режима доступа третьих лиц к трубопроводной системе в настоящее время осуществляется подготовка подробных принципов и процедур для хранения газа, СПГ и распределения (правила эксплуатации).

Индия

Хотя вопрос о политике доступа третьих лиц обсуждается, правительство Индии еще не приняло по нему какого-либо решения. Вместе с тем, в отрасли начал применяться доступ третьих лиц к трубопроводам, примером чего служит использование компаниями Indian Oil Corporation (IOCL) и Barat Petroleum Corporation (BPCL) трубопроводной системы GAIL в 2006 году. На сегодняшний день отсутствуют какие-либо сведения об использовании СПГ-терминалов третьими лицами.

Япония

Япония располагает 27 терминалами и импортирует порядка 40% от общего объема мировой торговли СПГ. Правительство Японии рекомендует применять договорный доступ третьих лиц к принимающим СПГ-терминалам. Такая политика была первоначально принята в рамках реформы электроэнергетики и газовой отрасли в 2003 году. Руководящие принципы о переговорах между владельцами СПГ-терминалов и потенциальными пользователями изложены в Руководстве по надлежащей торговле газом, подготовленном Комиссией по честной торговле и Министерством экономики, торговли и промышленности в 2004 году.

В соответствии с данными руководящими принципами, операторам объектов СПГ рекомендуется подготовить руководство по использованию объектов третьими лицами и раскрывать достаточную информацию об избытке мощностей снабжения, таких как мощности объекта, его производственных характеристиках и предполагаемом графике эксплуатации. Отказывая в заявке на пользование мощностями, операторы СПГ-терминалов должны письменно известить об основаниях для такого отказа. При заключении оператором СПГ-терминала договора с заявителем, в нем должны излагаться такие условия, как объемы торговли и период пользования. В руководящих принципах также указывается, что в случае необоснованного отказа оператором СПГ-терминала в заявке на пользование мощностями или необоснованной задержки переговоров, такие действия могут представлять собой нарушение по смыслу антимонопольного закона.

Корея

Корея является вторым по величине импортером после Японии, а ее компания Korea Gas Corporation (Kogas) – самый крупный в мире покупатель СПГ. В настоящее время в стране применяется договорный режим доступа третьих лиц к СПГ-терминалам.

В ноябре 1999 года правительство Кореи объявило о своем Плане базовой реструктуризации, направленном на выделение предприятий по импорту и оптовым продажам из компании Kogas и установление открытого доступа ко всем объектам Kogas, включая СПГ-терминалы и газотранспортную систему (в настоящее время в стране имеется порядка 2500 км газопроводов); а также приватизацию Kogas, ее сегментирование на три структуры. Однако этот план не был реализован в полном объеме ввиду оппозиции со стороны профсоюза, полученного в Калифорнии опыта и изменений на рынке СПГ. Удалось приватизировать Kogas без сегментации в декабре 1999 года. В конце 2004 года правительству Кореи принадлежало 26% компании.

Начиная с 2001 года предприятия тяжелой промышленности и электроэнергетики импортировали СПГ для собственных нужд и затем просто извещали об этом правительство. До 2001 года для этого требовалось одобрение правительства. В 2005 году корейская сталелитейная компания Posco открыла принимающий терминал в Гваньяне. Posco ввозит 550 тыс. тонн СПГ в год. Кроме того, совместное предприятие между корейской нефтяной компанией SK и BP, именуемое K-Power, в 2006 году ввезло через терминал Posco в Гваньяне 600 тыс. тонн СПГ.

В марте 2003 года было объявлено о «Пересмотренном плане», в соответствии с которым новые участники рынка поощряются к занятию бизнесом в области импорта и розничной торговли, в то время как Kogas остается единственным оптовиком в стране и продолжает владеть терминалами и газотранспортной системой. Предприятия, желающие воспользоваться терминалами и газотранспортной системой Kogas, должны проводить прямые переговоры с этой компанией.

В 2005 году Posco достигла договоренности с Kogas об использовании мощностей ее транспортной системы. В соответствии с заключенным контрактом, Posco осуществляет транспортировку газа с СПГ-терминала в Гваньяне на ее заводы в Поханге по газопроводной системе Kogas в период 2005-2015 годов. В октябре 2006 года правительство Кореи внесло законопроект, предусматривающий регулируемый доступ к транспортной системе. В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении Национального собрания.

Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)