Торговля СПГ и Договор к Энергетической Хартии
Региональный охват стран-экспортеров и импортеров СПГ Договором к Энергетической Хартии
На сегодняшний день участниками Договора к Энергетической Хартии являются всего несколько стран – экспортеров СПГ (Австралия, Норвегия и, в недалеком будущем, Россия с проектами на Сахалине). Целый ряд имеющихся заводов по сжижению находится на территории стран-наблюдателей (в Алжире, Катаре, Омане, Абу-Даби, Дубаи, Нигерии, США, на Аляске) и еще несколько – в государствах, не являющихся членами Энергетической Хартии (Индонезии, Малайзии, Брунее, Египте, Экваториальной Гвинее и Ливии).
В отличие от этого, большинство регазификационных терминалов расположено в государствах-членах ДЭХ – Японии, Турции и в ЕС (Франции, Испании, Португалии, Италии, Греции, Бельгии, Соединенном Королевстве) или же в государствах-наблюдателях при Энергетической Хартии: США, Корее, Китае, а также в Индии и Китайском Тайбэе, которые не участвуют в процессе Энергетической Хартии. В некоторых регионах действия ДЭХ, его члены осуществляют газопроводные проекты, конкурирующие с поставками СПГ на рынках третьих стран.
Охват СПГ положениями Договора к Энергетической Хартии
Положения ДЭХ о транзите уточняют транзитные нормы ГАТТ применительно к такой стационарной инфраструктуре, как трубопроводы. Аналогичным образом, для торговли сжиженным природным газом требуется регазификационный терминал в пункте ввоза на территорию той или иной страны, а для сбыта регазифицированного СПГ необходима стационарная инфраструктура в виде трубопроводов. Таким образом, торговые положения ГАТТ/ВТО, возможно, требуют некоторого дополнительного осмысления применительно к СПГ.
Транзит
На сегодняшний день не существует заводов по сжижению природного газа, поступающего на них транзитом через территорию других стран (рассматривается возможность осуществления подобного проекта по экспорту боливийского газа в виде СПГ из порта в Перу). Имеется несколько случаев, когда СПГ импортируется через регазификационный терминал и транспортируется транзитом в другую страну (или поставляется на условиях замещения); так, например, рассматривается возможность импорта СПГ через Мексику для потребления в Соединенных Штатах. Такие случаи относятся к обычной практике транзита природного газа по трубопроводам и поэтому на них распространяются транзитные положения Договора. Однако ДЭХ не охватывает морскую торговлю, и поэтому морские перевозки, составляющие одно из звеньев производственно-сбытовой цепи СПГ, находятся за рамками сферы применения ДЭХ.
Защита инвестиций
Заводы и объекты инфраструктуры, обслуживающие производственно-сбытовую цепочку СПГ, относятся к числу проектов, для осуществления которых требуются крупные капиталовложения – нередко в виде иностранных инвестиций. Хотя танкеры однозначно относятся к сфере транспорта, не охватываемой ДЭХ, можно приводить доводы в пользу того, что ДЭХ распространяется на портовые сооружения и, естественно, на звенья, относящиеся к сжижению и регазификации.
Таким образом, положения ДЭХ о защите инвестиций распространяются на заводы по сжижению и регазификационные терминалы с возможным включением в его сферу применения портовых сооружений, которое могло бы снизить политические риски по таким инвестиционным проектам. Однако основная проблема финансирования проектов СПГ заключается в том, что оно, как правило, осуществляется в виде проектного финансирования под доходы от будущих продаж. И действительно, рейтинг проектов СПГ во многом определяется возможностями его реализации. В случае нефти, которую всегда можно реализовать на мировом ликвидном рынке, в надежности спроса сомневаться не приходится. В отличие от этого, надежность спроса на СПГ обеспечивается либо в рамках долгосрочных контрактов с надежными покупателями, либо возможностью реализации СПГ в любое время на емких и ликвидных рынках. В этой связи возникает вопрос о недискриминационном доступе к газовым рынкам, т.е. ко всем компонентам мощностей, принимающих СПГ (существующим или будущим), включая трубопроводную инфраструктуру, связывающую терминал с рынком сбыта.
Торговля
Торговые нормы ВТО включены в ДЭХ путем ссылки. ГАТТ регулирует условия торговли товарами. Газ, и в том числе СПГ, представляет собой товар, на который распространяются нормы ГАТТ, включая режим наиболее благоприятствуемой нации в случае импорта и национальный режим в случае торговли на внутреннем рынке.
Доступ к инфраструктуре
В пункте 4 статьи III ГАТТ говорится следующее: «Товарам, происходящим из территории какой-либо Договаривающейся Стороны и ввозимым на территорию другой Договаривающейся Стороны, должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный аналогичным товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил и требований, относящихся к их внутренней продаже, предложениям на продажу, покупке, перевозке, распределению или использованию». Было бы целесообразно трактовать пункт 4 статьи III как вменяющий в обязанность предоставление недискриминационного доступа к сетям применительно к импортному газу. Помимо вопроса о наличии свободных мощностей, одна из основных оговорок в части выполнения данного требования о доступе к трубопроводам заключается в контроле над инфраструктурой со стороны частных компаний.
Создание новой инфраструктуры
Хотя в ДЭХ содержится требование о недискриминации на постинвестиционном этапе, он не предусматривает обязательной системы доступа к сооружению новой инфраструктуры СПГ на недискриминационной основе (и даже не на основе режима наиболее благоприятствуемой нации) – последний выражается в обязательствах на прединвестиционном этапе. Для транзита в пункте 4 статьи 7 ДЭХ предусмотрено, что при невозможности осуществления транзита по имеющимся мощностям Договаривающиеся Стороны «не должны препятствовать созданию новых мощностей». Однако аналогичных положений о нетранзитном трубопроводном транспорте или сооружении других объектов стационарной инфраструктуры, таких как СПГ-терминалы, не существует.
Несмотря на то, что в настоящее время в ГАТТ отсутствуют нормы по инвестициям, данный пробел в определенной степени заполняет Генеральное соглашение по торговле услугами. Так, например, могут быть приняты обязательства по режиму наибольшего благоприятствования в конкретном секторе услуг по типу 3 (коммерческое присутствие), что дает право на учреждение предприятия на территории другого члена ВТО для целей предоставления услуг. При этом выдвигается тот аргумент, что в случае принятия обязательств по ГАТС в отношении услуг по транспортировке и распределению газа такие обязательства предполагали бы обязанность по предоставлению доступа к сетям иностранным производителям или возможность сооружения новой транспортной/распределительной инфраструктуры.
Вместе с тем, такое сооружение может регулироваться внутренним законодательством, включая, например, возможные критерии «экономических потребностей». Кроме того, у некоторых вызывает сомнение квалификация процессов сжижения и регазификации в качестве услуг, и при этом они выдвигают аргумент о том, что они представляют собой части процесса по производству газа как товара. По всей вероятности, такое различие можно провести между строительством объекта для предоставления услуг по регазификации и регазификацией собственного СПГ предприятия. Соответствует ли последнее критериям услуги, в отношении которой принято обязательство?
Однако главная проблема заключается в том, что членами ВТО принят весьма ограниченный круг обязательств по транспортировке/распределению энергоносителей.
Заключение и выводы
Не существует каких-либо четких международных норм/обязательств, предписывающих предоставление доступа к сетям и разрешения на строительство СПГ-терминалов. ДЭХ представляет собой более или менее готовый пакет, с которого можно начинать работу: он является продуманным и тщательно согласованным многосторонним инструментом защиты инвестиций в энергетику. Вместе с тем, на данном этапе он не распространяется в обязательном порядке на прединвестиционый этап, что позволило бы обеспечить равные права на сооружение инфраструктуры СПГ с целью выхода на газовый рынок.
Доступ к стационарной инфраструктуре импорта и рынка (включая равные возможности в части сооружения новых объектов инфраструктуры для импорта СПГ) является ключевым вопросом надежности спроса на СПГ, если он не урегулирован или если спрос невозможно урегулировать в рамках долгосрочных контрактов. Такие вопросы остаются открытыми не только в нормах ВТО, но и в ДЭХ.
Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)