Договор купли-продажи СПГ
Договор купли-продажи СПГ представляет собой долгосрочный контракт между покупателем и продавцом сжиженного природного газа. В рамках договоров обеспечиваются основные мировые торговые потоки СПГ. Состав участников договоров купли-продажи ограничивается небольшим числом крупных нефтяных, газовых и электрических компаний. Сроки действия таких договоров, как правило, составляют 20 и – в некоторых случаях – более лет. Договоры купли-продажи являются коммерческой основой большинства проектов СПГ. Они представляют собой важный инструмент, позволяющий разработчикам проекта обеспечивать достаточный приток денежных средств в будущем. Наличие договора купли-продажи и положения об обязательстве «бери или плати» нередко является требованием кредиторов, предоставляющих значительную долю финансирования на безоборотной основе или с ограниченным оборотом. Не существует ни одного завода по сжижению природного газа, который бы был построен в отсутствие договора купли-продажи.
Условия договоров купли-продажи в настоящее время меняются по мере того, как торговля СПГ становится более гибкой. Охватываемые ими объемы СПГ становятся меньше, а сроки действия договоров сокращаются. Такие тенденции наблюдаются не только на атлантическом, но и на тихоокеанском рынке. Импортеры на тихоокеанском рынке, такие как Япония, традиционно предпочитали долгосрочные контракты в интересах обеспечения надежности поставок.
Положение об обязательстве «бери или плати» предусматривает обязательство покупателя принять определенное количество СПГ согласно договору купли-продажи. В отрасли СПГ употребляется фраза, отражающая распределение рисков между продавцом и покупателем: «покупатель принимает на себя риск по объемам, а продавец принимает на себя ценовой риск». Это означает, что покупатель должен отобрать определенное количество СПГ согласно положению «бери или плати» или же должен заплатить за него, если не сделает этого, в то время как цена СПГ изменяется в соответствии с формулой ценообразования (или в зависимости от конъюнктуры рынка).
В некоторых договорах купли-продажи имеется положение о пункте назначения. Оно не допускает перепродажу покупателем СПГ или регазифицированной продукции третьим лицам. Данное положение является предметом полемики в ЕС в свете его законов о конкуренции. В 2002 году по проекту Nigeria LNG была достигнута договоренность с ЕС об исключении этого положения из существующих и будущих контрактов. (В том же году российский Газпром согласился исключить положение о пунктах назначения из будущих договоров поставки газа.) В июле 2007 года Европейская комиссия объявила о своей договоренности с алжирской компанией Sonatrach об исключении территориальных ограничений (ограничений на перепродажу газа за пределами определенных географических областей) из всех существующих и будущих контрактов. В то же время в контрактах на поставку СПГ на условиях DES останутся механизмы распределения прибыли (обязательство продавца делиться прибылью с покупателем при перепродаже СПГ или регазифицированной продукции).
В связи с развитием спотовой торговли и арбитражной практики во многих договорах купли-продажи сейчас закрепляется положение о «гибком» пункте назначения. По этому положению продавец может перенаправлять грузы СПГ от первоначального покупателя третьей стороне, но при условии, что он поделится выгодой от данной сделки с первоначальным покупателем. В какой-то степени это можно назвать сближением договора купли-продажи со спотовой торговлей. Оман и Катар используют данное положение и перенаправляют грузы в пункт назначения с большей ценой на СПГ.
Условия поставки СПГ
В договорах купли-продажи возможны три вида условий поставки:
- Франко-борт (FOB)
- Стоимость, страхование и фрахт (CIF)
- Поставка с судна (DES)*
Согласно договору с условиями FOB, покупатель фрахтует судно и принимает СПГ на выходе с терминала сжижения. В соответствии с условиями поставки и CIF, и DES продавец отвечает за транспортировку СПГ и сдает его на регазификационный терминал. Различие заключается в том, что право собственности на СПГ переходит от продавца к покупателю на выходе с завода по сжижению в случае контракта с условиями CIF и на принимающем терминале – в случае условий DES.
Ранее большинство СПГ-танкеров были закреплены за определенными проектами, в результате чего почти не было судов для фрахта. Различие между контрактами с условиями FOB и CIF/DES заключалось в том, какая из сторон – продавец или покупатель – вложила средства и построила СПГ-танкеры. В настоящее время (по данным на 2008 год) применяются все три вида договоров. Проекты в Египте и Тринидаде и Тобаго предусматривают условия поставки FOB, а в Индонезии, Малайзии и Нигерии, как правило, используются договоры с условиями поставки DES. Ключевое преимущество контрактов с условиями FOB заключается в том, что они обеспечивают покупателю гибкость в части пункта назначения груза после погрузки СПГ на судно на заводе по сжижению. Международные нефтяные компании все больше предпочитают заключать договоры с условиями поставки FOB.
* — с 1 января 2011 года вступил в силу ИНКОТЕРМС (INCOTERMS) 2010 – условия поставки DES (а также DAF, DEQ и DDU) были исключены, взамен которых введены два новых (DAP — доставлено до места / Delivered at Place и DAT — доставлено на терминал / Delivered at Terminal).
Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)