Себестоимость СПГ

В конце 1990-х и начале 2000-х годов наблюдалось неуклонное снижение себестоимости СПГ и было широко распространено мнение, что данная тенденция сохранится и явится мощной движущей силой к увеличению объемов торговли СПГ. Однако в начале этого десятилетия обнаружилась сильная инфляция, обусловленная ростом издержек производства, которые в настоящее время намного выше, чем ожидалось на более раннем этапе.

К сожалению, почти не существует проектов СПГ, которые бы завершались в течение одного года, и их стоимость может существенно варьировать в зависимости от проектных ограничений и местных условий. Это обстоятельство – в сочетании с тем, что заводы подвергаются влиянию меняющихся темпов инфляции цен в течение продолжительных сроков строительства, – ограничивает объем и значение открытых стоимостных данных, весьма затрудняя надежную оценку того, что происходит с издержками.

Заводы по сжижению

В течение более раннего периода снижения себестоимости было широко распространено мнение о том, что капзатраты на типовые заводы приближаются к уровню порядка 200 долл. США на тонну продукции. Во многом такое снижение было обусловлено эффектом масштаба, достигаемого за счет увеличения размера заводов. Эффект масштаба проиллюстрирован на рисунке ниже. Для его составления использовались типовые затраты с точки зрения 2008 года.

Иллюстрация капзатрат на новый завод по сжижению как функция эффекта масштаба

Иллюстрация капзатрат на новый завод по сжижению как функция эффекта масштаба [1] (млн. тонн) [источник: Jensen Associates]

До конца 1990-х годов мощность технологических линий ограничивалась конструкцией компрессоров приблизительно до 2,5 млн. тонн на линию. В дальнейшем проекты начали освобождаться от подобных ограничений, и размеры технологических линий с тех пор неуклонно увеличиваются.

Ввиду своей удаленности от основных рынков СПГ в Северной Америке, Европе и Северо-Восточной Азии Катар выступил пионером в сооружении технологических линий и танкеров сверхбольшого размера. С пуском его последней технологической линии в 2010 году шесть из 14 линий будут иметь мощность на уровне 7,8 млн. тонн. Крупнейшая технологическая линия в мире имеет пропускную способность в 5,2 млн. тонн. Ниже на рисунке отображена тенденция к изменению размера технологических линий в период 1990-2012 годов.

Динамика размеров технологических линий по сжижению с разбивкой по срокам пуска завода

Динамика размеров технологических линий по сжижению с разбивкой по срокам пуска завода (млн. тонн) [источник: Jensen Associates]

В начале этого десятилетия тенденция к снижению издержек обратилась вспять, и в настоящее время наблюдается рост затрат. Ниже в порядке иллюстрации приведены четыре сметы затрат на один и тот же объект СПГ, составленные в различное время. Хотя рост цен на материалы явился одним из факторов повышения себестоимости СПГ, в основном удорожание заводов СПГ объясняется дефицитом квалифицированных подрядчиков по проектированию, МТО и строительству. Помимо инфляции цен, нередко наблюдаются существенные отклонения от обычной стоимости заводов СПГ, обусловленные индивидуальными особенностями предприятий. В некоторых случаях они вызваны особыми проблемами, затрагивающими отдельные заводы, а порой они возникают из-за сложности сбора достаточного количества квалифицированного персонала в удаленных районах.

Иллюстрация капзатрат на новый завод по сжижению с производительностью в 4,5 млн. тонн в различные периоды времени (долл. США на тонну)

Иллюстрация капзатрат на новый завод по сжижению с производительностью в 4,5 млн. тонн в различные периоды времени (долл. США на тонну) [источник: Jensen Associates]

К дорогостоящим заводам в последнее время относятся следующие: «Снохвит» в Норвегии, «Сахалин-2» в России и «Плуто» в Австралии. На первых двух из указанных проектов сказались сложности, характерные для строительства объектов в суровых климатических условиях, а проект «Плуто» служит примером строительства в отдаленных районах.

Одним из проектов СПГ, решение об инвестировании по которому было принято в 2008 году, является предприятие по сжижению газа в Гаси-Туиль (Алжир). Предложение по стоимости его строительства почти вдвое превышает смету, отраженную на первом рисунке. Однако с учетом того, что стоимость отдельных заводов может существенно отличаться, в особенности при наличии особых проблемных вопросов, не ясно, в какой мере эта предложенная стоимость характеризует существующую конъюнктуру рынка.

Регазификационные терминалы

Наблюдается существенное варьирование стоимости регазификационных терминалов, которое в основном обусловлено местной спецификой. Однако проблемы, обусловливающие повышение стоимости заводов по сжижению газа, характерны также и для регазификационных комплексов.

Одно из отличий заключается в создании плавучих регазификационных терминалов, применение которых в обоснованных случаях способно существенно сократить издержки. Так, например, базовые капзатраты на постройку регазификационного танкера, который будет использоваться в качестве плавучего терминала, составляют, по всей вероятности, менее половины стоимости стационарного берегового терминала без учета затрат на создание гавани и другой инфраструктуры, необходимой для его применения в этом качестве.

СПГ-танкеры

Стоимость танкеров также повышается, хотя и не столь резко, как в случае заводов по сжижению газа. При этом такое повышение было частично компенсировано за счет эффекта масштаба при постройке более крупных танкеров. Средний размер танкеров, спущенных на воду в 2000 году (за исключением небольших спецсудов), составлял 137 200 м3. Хотя средний размер судов увеличился к 2007 году до 150 900 м3, такое увеличение было обусловлено включением нескольких катарских судов класса Q-Flex. Если не принимать их в расчет, то средний размер увеличился всего на 7%, составив 147 500 м3.

Источник: «Развитие рынка СПГ: Эволюция торговли и ценообразования» (Секретариат Энергетической Хартии, 2009)