Терминалы СПГ в Азии

Регазификационный терминал СПГЯпония начала импортировать СПГ в 1969 году, получив первые объемы с объекта в заливе Кука на Аляске. Пережив два нефтяных кризиса в 1970-х годах, Япония увеличила объем импорта СПГ. Сжиженный природный газ является одним из основных политических средств энергетической диверсификации, призванных уменьшить зависимость от поставок нефти с Ближнего Востока. Сегодня на долю природного газа приходится 14% баланса первичных энергоресурсов Японии, и более 97% ее потребностей в природном газе удовлетворяется за счет его импорта в виде СПГ. Страна получает СПГ от производителей Тихоокеанского бассейна (из Австралии, Брунея, Индонезии и Малайзии), а также с Ближнего Востока (из Омана, Катара и ОАЭ). На долю Японии в период с конца 1970-х до начала 2000-х годов приходилось более половины объема мировой торговли СПГ. По состоянию на август 2008 года в стране функционировало 27 СПГ терминалов с общей пропускной способностью в 183 млн. тонн в год (250 млрд. м3 в год), или 47% от мирового показателя. Большинство терминалов эксплуатируется электрическими и газовыми компаниями и удовлетворяет потребности конкретных потребителей. В последние годы построен целый ряд малых и средних терминалов. Они обеспечивают возможность ввоза СПГ небольшими местными газовыми предприятиями и компенсируют отсутствие крупномасштабной газопроводной сети в стране.

Регазификационный СПГ-терминал (Tokyo Gas, Япония, Sodegaura, Chiba)

Регазификационный СПГ-терминал (Pyeongtaek, Южная Корея)

Корея начала импорт СПГ в 1986 году. Она является вторым по величине импортером и третьей страной по пропускной способности терминалов. Хотя в стране имеется небольшое морское месторождение газа, почти все ее газовые потребности удовлетворяются за счет импорта СПГ. Государственная компания Kogas – крупнейший покупатель сжиженного природного газа в мире. В число ее основных поставщиков входят Катар, Индонезия, Малайзия и Оман. Корея покупает СПГ у этих стран в рамках долгосрочных контрактов. Вместе с тем, для страны характерен значительный пиковый спрос в зимний период (в отличие от Японии, где пиковый спрос приходится на лето), и такой пиковый спрос удовлетворяется за счет спотовых партий. В Корее имеется пять регазификационных терминалов общей мощностью в 60 млн. тонн в год (82 млрд. м3 в год). На долю терминалов в Инчоне, Пьонг-Теке и Тоньонге, оператором которых является Kogas, приходится 97% данного показателя, а в 2005 году сталелитейная компания Posco начала эксплуатацию небольшого терминала в Гваньяне.

Китайский Тайбэй является импортером СПГ среднего уровня. Он начал импортировать СПГ в 1990 году и в 2006 году ввез порядка 10 млрд. м3 – главным образом, из Индонезии и Малайзии. Однако с учетом снижения объемов производства в Индонезии, Китайский Тайбэй подписал в 2005 году 25-летний контракт с катарским проектом RasGas 2 (3 млн. тонн в год). В южной части острова функционирует один терминал в Юнь-Ане близ Каосиюна. Его оператором является China Petroleum Corporation (CPC). В настоящее время CPC осуществляет строительство своего второго терминала в Тайчунге близ Тайпея. Компания прокладывает окружной газопровод вдоль береговой линии острова для удовлетворения растущего спроса на газ, и часть трубопровода уже сдана в эксплуатацию.

Регазификационный СПГ-терминал (Dahej, Индия)

Индия начала импортировать СПГ в 2004 году, а в 2007 году получила 10 млрд. м3. С учетом высоких темпов роста индийской экономики, ожидается, что СПГ будет играть важную роль в ликвидации увеличивающегося разрыва между местной добычей и потреблением. В стране функционируют два терминала: Дахедж (мощность – 9 млрд. м3 в год, Petronet) и Хазира (мощность – 4 млрд. м3 в год, Total/Shell). Petronet была сформирована как совместное предприятие между правительством Индии и индийскими нефтегазовыми компаниями для сооружения и эксплуатации регазификационных терминалов и импорта СПГ. Petronet планирует построить еще один терминал с пропускной способностью в 3 млрд. м3 в год в Кочи. А СПГ-терминал компании Enron в Дабхоле (вместе с соседней электростанцией) столкнулся в последние несколько лет с целом рядом проблем и пока не начал работать.

Терминал СПГ (Guangdong Dapeng, Китай)

Китай получил свою первую партию СПГ на терминале в Гуандуне в 2006 году. Терминал представляет собой совместное предприятие между China National Offshore Corporation (CNOOC), BP и местными компаниями. Он имеет пропускную способность на уровне 3,7 млн. тонн в год и планирует расширение за счет строительства второй очереди. Австралийский проект North West Shelf должен поставлять по 3,3 млн. тонн СПГ в год в рамках 25-летнего долгосрочного контракта. В апреле 2008 года второй китайский терминал (в Фуцзяне) получил свою первую партию СПГ. По соглашению между его управляющей компанией (CNOOC) и BP, начиная с 2009 года, терминал будет получать СПГ с индонезийского проекта Tanggun. Планов по созданию СПГ-терминалов в Китае много, но в настоящее время в процессе строительства находятся только проекты в Даляни и Шанхае.

В Таиланде в марте 2008 года государственная компания PTT заключила контракт на строительство первого в стране СПГ-терминала с корейской компанией GS Engineering and Construction. Терминал с пропускной способностью на уровне 5 млн. тонн в год находится в Мап Та Футе на берегу Тайского залива, в 200 км на юго-восток от Бангкока. Ожидается, что строительство завершится в середине 2011 года. У PTT имеется соглашение с компанией Qatargas об импорте 1 млн. тонн в год. Также ведутся переговоры с Австралией и Индонезией по поставке большего количества СПГ.

В других частях Азиатско-Тихоокеанского региона в ближайшее время к числу импортеров СПГ могут присоединиться Индонезия, Новая Зеландия, Филиппины и Сингапур с учетом их планов по реализации проектов СПГ-терминалов. Индонезия, являющаяся крупным производителем СПГ, планирует построить регазификационный терминал в Западной Яве для удовлетворения растущего спроса на газ на острове. Самостоятельно обеспечивая свои потребности и не имея соответствующей импортной инфраструктуры, Новая Зеландия рассматривает возможность импорта СПГ в целях удовлетворения прогнозируемых потребностей электростанций. На долю природного газа приходится всего лишь несколько процентов в энергетическом балансе Филиппин. Однако страна изучает вариант сооружения терминала для импорта СПГ после успешного освоения морского месторождения Малампая для поставки продукции на электростанцию, находящуюся в районе столицы г. Манилы. В настоящее время Сингапур импортирует все объемы природного газа из Индонезии и Малайзии по трубопроводам. В интересах диверсификации источников импортного газа управление энергетического рынка Сингапура изучает возможность строительства СПГ-терминала с пропускной способностью на уровне 3 млн. тонн в год.

Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)