Договор морской перевозки СПГ
До недавнего времени в торговле СПГ не существовало какого-либо типового договора морской перевозки. Перевозки осуществлялись, главным образом, на основании стандартных договоров нефтетанкерных перевозок Shelltime 4 и Asbatankvoy с изменениями, необходимыми для учета особых характеристик груза. В апреле 2006 года начала применяться форма ShellLNGtime 1. Только за первые три месяца ее существования на ее основе было оформлено порядка 100 договоров.
Следует различать несколько видов договоров морской перевозки СПГ в части правового статуса сторон и сроков действия. Договор чартера, заключаемый между материнской компанией и ее дочерним предприятием по морским перевозкам, как правило, отличается большей простотой по сравнению с договором, заключаемым с независимым судовладельцем. Долгосрочные чартеры более предпочтительны, чем краткосрочные и спотовые договоры чартера, поскольку гарантируют предсказуемый и стабильный поток денежных средств в соответствии с условиями договора купли-продажи.
Согласно типовому договору чартера:
- судовладелец выделяет фрахтователю всю грузоемкость судна на определенный период времени;
- судовладелец отвечает за эксплуатацию судна, а фрахтователь вправе определять рейсы и грузы;
- фрахт оплачивается фрахтователем за весь срок чартера без учета числа рейсов, совершенных судном.
Поставки, регистрационные данные, ставки фрахта и порядок урегулирования споров оговариваются как в судовых чартерах на перевозку СПГ, так и в тайм-чартерах по нефти/СПГ.
В соответствии с договором поставки с судна (DES), продавец может контролировать морские перевозки, однако недавние изменения в системе поставок СПГ повлекли за собой существенные перемены в торговле этим товаром. В настоящее время покупатель, возможно, пожелает отправить груз в необходимые ему пункты назначения с целью реализации дополнительных коммерческих возможностей. Поэтому в данном секторе заключается большее количество контрактов с поставкой на условиях FOB (франко-борт), которые позволяют обеспечить гибкость в части пункта назначения, и большее число покупателей контролируют транспортировку грузов.
Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)