История отрасли СПГ в Европе

Газоснабжение в Европе по-прежнему характеризуется преобладающим значением внутренней добычи газа. Хотя СПГ в настоящее время начинает играть важную роль, импорт газа в Европу на сегодняшний день осуществляется, главным образом, по трубопроводам. Основные газовые ресурсы, находящиеся за пределами ЕС/Европы, расположены на расстояниях, допускающих экономически целесообразную поставку трубопроводным транспортом.

Для сухопутных запасов России и ресурсов других бывших советских республик трубопроводный транспорт являлся очевидным вариантом снабжения бывших советских республик и стран СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) с поставкой избыточных объемов с целью получения свободно конвертируемой валюты.

Газ с норвежского шельфа проще и дешевле перекачивать по морским трубопроводам непосредственно на Европейский континент или в Соединенное Королевство, вместо доставки его сначала на побережье Норвегии, сжижения и транспортировки его танкерами с последующей регазификацией.

Аналогичные стоимостные преимущества применимы к алжирскому (или, в целом, североафриканскому) газу, поставляемому в Европу, где трубопроводный транспорт имеет однозначные экономические выгоды по сравнению с перевозкой в виде СПГ; однако на начальном этапе экспорта газа из Алжира в 1960-х годах перевозки в виде СПГ являлись единственным возможным техническим решением, поскольку технология прокладки трубопроводов по морскому дну еще не позволяла работать ни на глубинах на участке между Тунисом и Сицилией, ни в условиях сильных течений в проливе Гибралтар.

Эволюция импорта сжиженного природного газа в Европу

Говоря об эволюции импорта СПГ в Европу, можно выделить три этапа, для которых характерны различные особенности и движущие факторы.

Первый этап

Проекты, относящиеся к начальному, практически экспериментальному этапу в 1960-х годах, который характеризовался стремлением Алжира к монетизации выгод от эксплуатации крупных запасов газа на месторождении Hassi R’Mel, и, в меньшей степени, поставками СПГ из Ливии. В то время перевозка в виде СПГ была единственным возможным техническим решением проблемы экспорта газа из Алжира/Северной Африки. Первоначальными клиентами были Соединенное Королевство, Франция и, в меньшей степени, Испания и Италия.

Первые поставки СПГ в Европу начались в виде экспорта алжирского газа во Францию в 1964 году (Гавр). С учетом экспорта алжирского газа и в Великобританию (Кэнвей-Айленд), можно говорить о двух первых технологических линиях СПГ в мире, и эти проекты ознаменовали первую международную связь для снабжения европейских газовых рынков (сформировавшуюся за три года до первых международных поставок газа в Европу из Нидерландов). На данном этапе эволюции газового рынка все договоры купли-продажи СПГ заключались на долгосрочной основе.

После прекращения поставок алжирского газа в США в начале 1980-х годов из-за величины цен, запрошенных алжирской стороной, высвободившиеся мощности были реализованы в Европе, оставшейся единственным возможным рынком. Новыми получателями алжирского СПГ стали Турция и Греция. В период 1964-2000 годов крупнейшим импортером СПГ в Европе являлась Франция.

Второй этап

Второй этап был обусловлен быстрым ростом спроса на газ в Испании и, с некоторым отставанием, Португалии в 1990-х годах. С учетом географического положения Испании на западноатлантической оконечности Европы, эта страна находилась в 1990-е годы (для которых были характерны низкие цены на энергоносители) на пределе экономически целесообразных поставок газа по трубопроводам из Норвегии и, даже еще в большей степени, из России, но была удобно расположена для ввоза СПГ из бассейна Атлантического океана. Технические проблемы прокладки трубопровода по дну Средиземного моря были решены в начале 1980-х годов с сооружением газопровода Трансмед между Тунисом и Сицилией, однако трудности перехода пролива Гибралтар удалось преодолеть только во второй половине 1990-х годов, когда был построен газопровод Магриб для транспортировки алжирского газа в Испанию и Португалию.

завод по сжижению природного газа Atlantic LNG (Тринидад и Тобаго)В 1990-е годы Испания увеличила объем своего импорта алжирского СПГ с дополнением его и диверсификацией своих источников поставок закупками СПГ из Нигерии с проекта Bonny и из Тринидада и Тобаго с проекта Atlantic LNG. Данные сделки основывались на традиционных долгосрочных контрактах, причем алжирский и нигерийский контракты, по имеющимся сведениям, содержали положение о пункте назначения даже для поставок на условиях FOB, которое требовало согласия продавца на перепродажу продукции на других рынках.

Продажи СПГ из Тринидада и Тобаго также осуществлялись на базе долгосрочных контрактов (FOB), однако в них отсутствовали положения о пункте назначения, что давало покупателю возможность перенаправлять партии на рынок США. Испания, для которой характерна значительная сезонность спроса и которая практически не располагает хранилищами, использовала также и практику приобретения спотовых партий даже из Австралии для регулирования своего баланса. Обогнав Францию по объемам импорта СПГ в 2001 году, Испания в настоящее время является наиболее крупным импортером СПГ в Европе.

Третий этап

Новый этап торговли СПГ начался на рубеже двух веков реализацией новых проектов СПГ, ориентированных, главным образом, на удовлетворение потребностей США и Соединенного Королевства, приступивших к импорту СПГ с целью компенсации падения объемов отечественной добычи газа. Рост цен на газ и снижение стоимости СПГ-заводов и танкеров в конце 1990-х годов позволили обеспечить глобальный характер поставок СПГ из района Залива. В результате этого Катар получил возможность поставки газа на все региональные рынки и за счет реализации своей амбициозной программы в области СПГ стал крупнейшим экспортером СПГ. К группе производителей СПГ недавно присоединились Египет и Норвегия. Особое значение для Европы имеет первый завод по производству СПГ на Европейском континенте, который был построен на острове Мелкоя в рамках проекта Snohvit в Норвегии.

В Европе новый этап эволюции был обусловлен снижением объемов отечественной добычи в Соединенном Королевстве, а также стремлением к диверсификации поставок и обеспечению большей гибкости с учетом меняющейся структуры рынка в ЕС. В Соединенном Королевстве в эксплуатацию были сданы два новых СПГ-терминала и еще два будут завершены в ближайшее время для обеспечения возможности импорта СПГ, с тем чтобы компенсировать стремительное снижение объемов добычи в британском секторе Северного моря. Импортный СПГ будет, в основном, поступать из Катара. С учетом того, что, как и в Северной Америке, в Соединенном Королевстве сложился емкий и ликвидный газовый рынок, для которого не подходит логика классических долгосрочных контрактов, потребности в импорте удовлетворяются частично за счет спотовых сделок и частично в рамках режима самоконтрактования. В тех случаях, когда используются долгосрочные контракты, они увязываются с ценами в NBP и, как правило, включают в себя положение «кло-бэк» (clawback), позволяющее продавцу перенаправлять грузы в другие пункты назначения.

Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)