Охрана окружающей среды

В рамках комплексной программы по оценке характерных для проекта рисков и управлению их возможными воздействиями необходимо учитывать перечисленные ниже потенциальные экологические проблемы, которые могут возникнуть в связи с производством сжиженного природного газа, транспортировкой и регазификацией СПГ:

охрана окружающей среды (объекты производства сжиженного природного газа)

Угрозы водной и береговой природной среде

Дноуглубительные работы при строительстве и обслуживании, удаление извлеченного грунта, строительство пирсов, причалов, волнорезов и других прибрежных конструкций, а также эрозия могут оказывать краткосрочное и долгосрочное воздействие на места обитания водных и околоводных организмов. Прямое воздействие может включать физическое уничтожение или покрытие донных, береговых и наземных местообитаний в дополнение к изменениям картины течений и связанного с этим характера и скорости образования отложений, в то время как косвенное воздействие может возникать за счет изменения качества воды в результате взвешенных отложений или сброса ливневых стоков и сточных вод.

Кроме того, сброс балластной воды и осадка с судов при работах по погрузке СПГ на терминалах может привести к внесению заносных видов водных организмов.

Обращение с отходами

Безопасные и опасные отходы, обычно образующиеся на объектах СПГ, включают, среди прочего, общие канцелярские и упаковочные отходы, отработанные масла, загрязненные маслом тряпки, гидравлические жидкости, использованные аккумуляторные батареи, пустые банки из-под краски, использованные химикаты и пустые емкости из-под химикатов, отработанные средства обессеривания и осушки (например, молекулярные сита) и загрязненные нефтью шламы с водомасляных сепараторов, отработанные амины из установок по очистке газа от кислых компонентов, металлолом и медицинские отходы.

Отходы следует разделять на безопасные и опасные и изучать возможности их вторичного применения или переработки до их удаления. Следует разработать план удаления и обезвреживания отходов, который должен предусматривать механизм, позволяющий отследить отгрузку отходов с места их образования и их прохождение до места их окончательного размещения. Хранение, погрузку/разгрузку и удаление опасных и безопасных отходов следует осуществлять в соответствии с надлежащей практикой охраны окружающей среды, здоровья и труда в части удаления и обезвреживания отходов.

Шум

Основными источниками шума на объектах СПГ являются насосы, компрессоры, генераторы и двигатели, нагнетательные и всасывающие линии компрессоров, трубопроводы системы рециркуляции, блоки осушки воздуха, нагреватели, газовые холодильники на установках сжижения газа, испарители, применяемые при регазификации, и, в целом, работы по сливу и наливу танкеров и газовозов.

К атмосферным условиям, способным повлиять на уровень шума, относятся влажность, направление и скорость ветра. Уровень шума могут снижать зеленые насаждения (например, деревья), а также стены. При необходимости возможна установка шумозащитных барьеров.

Транспортировка СПГ

Экологические проблемы, обычно возникающие в связи с эксплуатацией судов и судоходством (например, проблемы обращения с опасными материалами, сточные воды и иные стоки, выбросы в атмосферу, а также образования твердых отходов и обращения с ними в связи с эксплуатацией газовозов и танкеров для перевозки СПГ), а также рекомендации по решению этих проблем рассматриваются в Руководстве по охране окружающей среды, здоровья и труда для судоходства. Буксиры и суда для перевозки СПГ могут представлять собой существенный источник выбросов в атмосферу, влияющий на качество воздуха, особенно если отгрузочная эстакада расположена в непосредственной близости от берега.

При проектировании, постройке и эксплуатации судов для перевозки СПГ следует придерживаться международных стандартов и кодексов, касающихся, в частности, требований к корпусу (например, наличие двойного корпуса с межкорпусным пространством), изоляции груза, регулирования температуры и давления, балластных цистерн, систем аварийной защиты, противопожарной защиты и подготовки экипажа.

Одним из примеров международных стандартов и кодексов служит, в частности, разработанный Международной морской организацией Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих сжиженные газы наливом (известный также как Международный кодекс по газовозам, или МКГ). Дополнительные рекомендации содержатся в стандартах, правилах, принципах и указаниях, опубликованных Обществом международных операторов газовозов и газовых терминалов (ОМОГТ).

Международными нормами (Правило 26 Приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78) предписывается иметь на судах для перевозки СПГ «Бортовой план действий в чрезвычайной обстановке». Планы действий в чрезвычайных ситуациях для объектов СПГ должны касаться и операций слива-налива, а также, в соответствии с рекомендациями ИМО, предусматривать порядок связи и координации действий между судами и береговыми объектами.

В целях смягчения последствий быстрого фазового перехода (БФП) рекомендуется, в частности:

  1. Обеспечить максимальное расчетное давление резервуаров, фактически используемых для перевозки СПГ;
  2. Система сброса давления в резервуарах для перевозки СПГ должна срабатывать как можно быстрее, чтобы обеспечить сброс большого объема паров, который может сформироваться в случае БФП.

Источник: Руководство по охране окружающей среды, здоровья и труда для работ по производству, транспортировке и регазификации сжиженного природного газа (СПГ) (Международная финансовая корпорация IFC, группа Всемирного банка, 2007)