Подходы к определению проектных рисков

В экономической литературе дается несколько определений понятия риска, поэтому классификация типов рисков может основываться на различных принципах. Существуют два основных подхода к определению рисков, связанных с какой-либо деятельностью, в условиях неполной информации об условиях осуществления этой деятельности.

Первый подход трактует риск как вероятность реализации некоторой неблагоприятной ситуации, после чего из объективных данных о причиняемом ущербе определяются соответствующие затраты. Этот метод может быть назван методом анализа абсолютного риска.

Второй подход к получению численного значения риска использует систему баллов (т.е. экспертных оценок), которые приписываются действию разных факторов в зависимости от степени их важности, а затем совокупный балл сравнивается с некоторым эталонным значением. Это – метод анализа относительного риска. Экспертные оценки применяются в том случае, когда на развитие ситуации влияет большое количество факторов, совокупное действие которых не описывается достоверной теорией, т.к. некоторые коэффициенты могут не быть непосредственно измеримыми.

Риск – понятие субъективное, т.к. он связан с некоторыми ожиданиями субъекта относительно тех или иных событий и не существует безотносительно к ним. Чтобы сопоставить риску численное значение, необходимо математически формализовать это понятие, однако единого мнения на этот счет нет. Вот несколько часто употребляемых в литературе определений риска:

  • Риск – это вероятность убытка.
  • Риск – это величина возможного убытка.
  • Риск – это функция, являющаяся в основном результатом вероятности и величины убытка.
  • Риск эквивалентен вариации (дисперсии) распределения вероятностей всех возможных последствий рискованного хода дела.
  • Риск – это полувариация распределения всех исходов, взятая лишь для негативных последствий и по отношению к некоторой установленной базовой величине.
  • Риск – это взвешенная линейная комбинация вариации и ожидаемой величины (математического ожидания) распределения всех возможных исходов.

Стоит отметить, что в некоторых практических приложениях под риском подразумевают математическое ожидание (среднее значение) данного типа аварий и иных неблагоприятных ситуаций в год, либо среднее значение причиняемого ими ежегодного ущерба. Каждое из этих определений относится к определенным ситуациям, когда использование выбранного определения риска наиболее адекватно предмету анализа.

При анализе рисков их обычно классифицируют по тем или иным признакам. Возможны следующие классификационные типы рисков:

  • по природе источника: неопределенной природы, социально-технической природы, естественной природы;
  • по изучаемым аспектам объекта: системный, экологический, медицинский, социально-политический, экономический, производственно-технологический;
  • по отношению источника риска к объекту: внутренний, внешний, комплексный;
  • по характеру источника риска: случайный, систематический;
  • по структуре субъекта: индивидуальный, групповой, институциональный;
  • по связи с другими рисками: независимый (зависимый), замещаемый (не замещаемый), первичный, сложный (из нескольких рисков);
  • по оценке масштабов последствий: катастрофический, критический, значительный, умеренный, незначительный, малый;
  • по оценке привлекательности последствий: привлекательный, приемлемый, неприемлемый;
  • по возможностям управления: явный (скрытый), измеримый (неизмеримый), прогнозируемый (непредсказуемый), передаваемый (непередаваемый), управляемый (неуправляемый), прямой, косвенный, риск неэффективных планов, риск отклонения от планов.

Любые риски, влияющие на экономическую деятельность объекта, относят к экономическим рискам, классификация которых проводится дополнительно:

  • по уровню объекта: мирового уровня (транснациональный), макроуровневый (национальный), метауровневый (отраслевой, рыночный), микроуровневый (внутрихозяйственный), субмикроуровневый, портфельный, риск проекта, риск актива.

Транснациональный, макроуровневый и отраслевой риски показывают возможность неадекватности характеристик состояния соответствующего сегмента рынка ожидаемым значениям. Эти риски включают риск глобальных экономических проблем, риск дефицита товаров и услуг, риск качества товаров и услуг, инфляционный риск, риск безработицы, риск спада производства, риск массового банкротства, риск неэффективности рынка, риск монополизации, риск перепроизводства, риск дефицита ресурсов, структурный риск, риск зависимости от импорта, риск стихийных бедствий, риск криминализации.

Внутрихозяйственный риск – это возможность неадекватности факториальных издержек (затрат на расширенное воспроизводство ресурсов, в т.ч. средний уровень прибыли) ожидаемым значениям.

Субмикроуровневый риск – это возможность неадекватности экономических характеристик состояния внутрихозяйственной структурной единицы ожидаемым значениям.

Риск портфеля, проекта или актива – это возможность неадекватности параметров (доходности и т.д.) портфеля, проекта или актива их ожидаемым значениям.

По аспектам экономических явлений имеет смысл выделить три основные группы экономических рисков на микроуровне:

  • кредитные риски – это риски невыполнения обязательств перед объектом: риск неплатежей, риск невозврата долгов или процентов, риск изменения налоговых ставок и т.д.;
  • технические риски – риски колебания конъюнктуры: ценовой (курсовой, валютный) риск, процентный риск, риск неликвидности, риск колебания эффективной ставки и т.д.;
  • производственные риски – все прочие риски, связанные с хозяйственной деятельностью: риск организационно-правовой, риск порчи деловой репутации, риск неэффективного маркетинга, риск неэффективной технологии, риск технических аварий, риск материально-технического снабжения, несчастных случаев, риск текучести и некомпетентности кадров и прочее.

По экономическим последствиям для хозяйственной единицы целесообразно выделить риск разорения, риск потери капитала, риск потери дохода, риск упущенной прибыли и неэффективных инвестиций.

Дальнейшая детализация рисков должна учитывать особенности конкретной отрасли хозяйственной системы.

Важно отметить, что при анализе рисков долгосрочного проекта технологические (т.е. связанные непосредственно с производственным процессом) и коммерческие (рыночные) риски оказываются взаимосвязанными. Это требует создания новых экономико-математических моделей, которые учитывали бы такое взаимовлияние. На коротком промежутке (этапе в 1 год) эти риски могут считаться независимыми, и тогда используются методы их раздельной оценки. При этом технологический риск представляет собой вероятность аварии на каждой из технологических цепочек. Ранжирование факторов, приводящих к аварийной ситуации, по степени их важности представляет отдельную задачу, которая решается либо посредством моделирования технологического процесса, либо на основе статистического анализа имеющихся данных, либо экспертными оценками.

В соответствии с положениями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 г. №116-ФЗ в газовой промышленности принято разделение опасных производственных объектов (ОПО) на пять групп по функциональным признакам: газодобыча, хранение углеводородного сырья и продуктов переработки газа, трубопроводный транспорт углеводородов, переработка газа, химическое производство. На основе статистического анализа Деклараций промышленной безопасности (ДПБ) объектов ТЭК были получены оценки средних значений показателей риска аварий в первых четырех группах:

  • газодобыча – 0,1
  • хранение – 0,3
  • транспортировка – 0,25
  • переработка – 0,35

Эти оценки означают, что, например, на этапе переработки теряется вследствие аварий и незапланированных утечек в среднем 35% от общих потерь газа, вызванных именно отклонениями от регламента производственного процесса.

Для производства СПГ основными видами аварий (помимо транспортных аварий на танкерах) являются возгорания емкостей с сжиженным газом вследствие утечек из продуктопроводов или цистерн, а также фатальная разгерметизация емкостей с разлитием криогенной жидкости. Оценка риска аварий как функции мощности производства и других факторов является важной задачей анализа на предварительном этапе проектирования, входящей составной частью в окупаемость проекта в целом.

Особое значение имеют риски проектного финансирования, обусловленные специфическими для России политическими факторами. Важнейшим из этих факторов является институциональная база. Слабая судебная система, не способствующая эффективному исполнению договорных обязательств и защите прав собственности, противоречивое и быстро меняющееся законодательство, непоследовательность правоприменительной практики, слабая кредитная культура, непрозрачность компаний, непредсказуемость в налоговой сфере – все эти особенности являются источниками рисков. Политические риски и риски регулирования зависят от политического консенсуса между частными нефтяными компаниями и правительством, а также между правительствами стран экспортеров и импортеров (нератификация Россией ДЭХ, требования ЕС к вступлению России в ВТО). Главная трудность состоит в том, что эти риски не поддаются надежной экспертной оценке.

Участие в проекте Российской Федерации или ее субъектов может стать дополнительным источником неопределенности. Общие условия Всемирного банка предусматривают ограничения на использование обеспечения, предоставляемого принадлежащими государству компаниями либо федеральными или региональными органами власти. Создание компаний специального назначения или компаний с ограниченной правоспособностью, которые выступали бы заемщиками в рамках проекта, с целью оптимизировать объем заимствований и обезопасить проект от рисков, не имеющих отношения к его реализации, в силу особенностей российского законодательства может оказаться затруднительным.

Российское законодательство о банкротстве неоднократно использовалось для организации враждебных поглощений и недобросовестной конкуренции. Оно обеспечивает недостаточную защиту прав кредиторов, в основном из-за непредсказуемости практики его применения.

Законодательство о залоге не обеспечивает достаточной защиты прав кредиторов, выдавших средства под обеспечение, и может ограничить возможности структурирования проекта. В частности, процесс обращения взыскания на заложенное имущество растянут во времени и сложен, поскольку закон предусматривает продажу заложенного имущества на открытом аукционе; залог денежных средств невозможен. Правила передачи в залог некоторых видов активов, например прав требования или недвижимости (в особенности объектов незавершенного строительства), и порядок обращения взыскания на такие активы весьма сложны, причем выбор зарубежного законодательства, как применимого к договорам о залоге недвижимости, невозможен.

Все это показывает, что привлечение иностранных инвесторов в крупномасштабный проект возможно только на государственном уровне.

Источник: В.В. Имшенецкий, Ю.Н. Орлов - «Технология СПГ – перспективный вариант освоения ресурсов газа п-ва Ямал» (Москва, 2005)