Формирование цен на СПГ в бассейне Атлантического океана на начальном этапе

Крупный спор из-за цен между Алжиром и его контрагентами стал причиной существенного изменения первоначальных взглядов на перспективы развития рынков СПГ бассейна Атлантического океана в конце 1970-х годов. После обретения независимости от Франции в 1962 году Алжир продолжил активную программу поисково-разведочных работ на нефть и газ, начатую еще французскими компаниями. Новое руководство Алжира быстро поняло, что открытые в стране значительные запасы природного газа представляют собой основу для осуществления крупной программы по экспорту газа. Хотя поставка газа в Европу в виде СПГ теоретически обходилась бы дороже его перекачки по трубопроводам, технология сооружения глубоководных трубопроводов была в то время ещё недостаточно развита для прокладки трубы через Средиземное море, и поэтому Алжир предпочел поставлять газ в Европу в виде СПГ.

Первые продажи алжирского СПГ осуществлялись государственным газовым монополиям или регулируемым предприятиям коммунального газоснабжения. Поэтому правительства стран-потребителей принимали самое непосредственное участие в изначальных переговорах о цене газа и проявляли беспокойство по поводу последствий импорта СПГ для структуры их внутренних цен газ. Получить согласования на экспорт в США было особенно сложно ввиду того, что США еще не отказались от практики регулирования цен на устье скважины и стремились сдерживать цены на газ в условиях растущего дефицита поставок.

Правительство Алжира первоначально рассматривало проекты сотрудничества с зарубежными компаниями в качестве одного из ключевых элементов освоения газовых ресурсов страны. Алжирская национальная нефтяная компании Sonatrach была готова заключать контракты на условиях относительно благоприятных начальных цен FOB с теми компаниями, которые оказывали бы ей содействие в развитии отрасли, однако при том понимании, что впоследствии, когда окончательно прояснится экономика проектов, такие контракты могут быть пересмотрены по обоюдному согласию сторон.

Смерть президента Алжира в 1978 году привела к смене правительства, включая руководство министерства энергетики. Это произошло вскоре после потрясений на мировом энергетическом рынке, вызванных первым нефтяным кризисом. Новое министерство нефти заявило, что первые контракты на экспорт СПГ недостаточно защищают интересы Алжира, и воспользовалось нестабильностью на мировых рынках энергии в качестве предлога для их пересмотра. По мнению министерства, Алжир должен был получать за свой газ в пересчете на единицу его теплотворной способности столько же, сколько он получал за свою нефть. В этой связи оно попыталось установить цену «FOB экспортные порты Алжира» по паритету теплотворной способности СПГ и нефти. Увязав напрямую цены на нефть и газ, Алжир отказался от общепринятой практики согласования путем переговоров взаимоприемлемой базисной цены, к которой можно было бы применять положение об индексации цен на энергоносители. Следствием этого предложения стало установление цен на СПГ на более высоком уровне, чем на нефть, и этот разрыв возрастал по мере увеличения дальности транспортировки из Алжира.

Правительство Франции провело переговоры с Алжиром от имени Gaz de France. Возможно, с учетом особых отношений со своей бывшей колонией, а также того факта, что перевозка до Франции обходилась дешевле, чем для других клиентов, оно, в конечном счёте, согласилось на цену FOB с привязкой к корзине из восьми сортов нефти ОПЕК, что было несколько ниже цены, запрошенной Алжиром, но выше того ценового уровня, который считался обоснованным другими покупателями. Однако цена FOB, на которую могли бы согласиться европейские покупатели, являлась еще более неприемлемой для США в силу более высокой стоимости транспортировки.

После урегулирования ценовых споров объем торговли в Атлантике сократился и восстановился до уровня 1979 года лишь в 1988 году. Импорт во Францию продолжал расти, однако поставки в Италию, Великобританию и США существенно снизились. Что касается Италии, то после успешной демонстрации технологии прокладки глубоководных трубопроводов, увенчавшейся пуском в эксплуатацию транссредиземномоского газопровода Transmed, страна с 1983 года стала получать газ по нему, а не в виде СПГ. В Великобритании открытие новых месторождений в Северном море в скором времени свело на нет стимулы к импорту газа.

Однако в наибольшей степени этот конфликт вокруг цен сказался на импорте в США. В 1978 году США начали масштабную реструктуризацию своей газовой отрасли. Был принят закон о «частичном дерегулировании» цен на устье скважины, направивший газовую промышленность США по пути ценообразования, реагирующего на конъюнктуру рынка. Рынок отреагировал на резкое повышение цен на энергоносители в конце 1970-х годов снижением спроса, в результате чего образовался «газовый пузырь», т.е. избыточное предложение газа на рынке. Цены упали до уровня, отражавшего конкуренцию между различными поставщиками газа – намного ниже паритета с нефтяными ценами. После вступления в силу в 1984 году распоряжения № 380 Федеральной комиссии по регулированию в области энергетики (которое освобождало покупателей от обязательств выбирать объемы по долгосрочным контрактам) реализация алжирского СПГ на газовом рынке США по ценам, привязанным к нефти, оказалась невозможной.

Все четыре приемных терминала США, которые были изначально построены для импорта алжирского газа, на какое-то время закрылись. Два из них – Эверетт в штате Массачусетс и Лейк-Чарльз в штате Луизиана – подали в суд и, выиграв дело, смогли заключить с Sonatrach контракты, в большей степени ориентированные на конъюнктуру рынка, что позволило им продолжить импорт. Два других терминала – Кав-Пойнт в Мэриленде и Элба-Айленд в Джорджии – не эксплуатировалась более двадцати лет.

После резкого изменения механизмов формирования цен на СПГ в начале 1980-х годов, обширный рынок бассейна Атлантического океана фактически сузился до торговых операций Алжира со странами Континентальной Европы. Небольшие объемы импорта продолжали поступать в США через два действовавших терминала, однако Великобритания практически прекратила импорт. К 1988 году на Континентальную Европу приходилось 96% импорта, а на Алжир – 96% экспорта в бассейне Атлантического океана. Таким образом, ценами СПГ в бассейне Атлантического океана, по существу, являлись алжирские цены FOB. В этот период США и Великобритания, проводившие либерализацию своих газовых отраслей, не участвовали в установлении цен на СПГ в Атлантике.

Источник: «Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ» (Секретариат Энергетической Хартии, 2007)