Перевозки СПГ в условиях российского Севера
В случае реализации Штокмановского проекта СПГ может потребоваться флот, насчитывающий до 30 СПГ-танкеров, грузовместимость каждого из которых должна быть примерно на 50% выше, чем у сегодняшних типовых судов, перевозящих сжиженный природный газ*. Для навигации в ледовых условиях Баренцева моря СПГ-танкеры должны иметь соответствующее техническое оснащение (укрепленные корпус, гребной вал и винты; усиленную тяговую мощность; применение материалов, не подверженных влиянию низких температур). Ледоколы будут обеспечивать возможность СПГ-танкерам проходить сквозь льды. Кроме того, в регионе потребуются дополнительные объекты для получения подробных данных о метеорологической и ледовой обстановке, а также оказание необходимой помощи в чрезвычайных ситуациях.
В 2003-2005 годах эти и другие технические проблемы были изучены в рамках проекта Arctic Operational Platform (ARCOP), предусматривавшего исследования и разработки, который частично финансировался Европейским Союзом по линии пятой Рамочной программы Европейского сообщества по научным исследованиям и техническому развитию. При этом ставилась цель найти практические решения проблем, связанных с созданием системы эксплуатации СПГ-танкеров и морских перевозок нефти в ледовых условиях российского Севера (включая Баренцево и Карское моря).
ARCOP предусматривал использование трех ранее осуществленных научно-исследовательских проектов:
- INSROP – финансировавшийся Россией, Норвегией и Японией проект по изучению проблем прохода Северного морского пути
- ICE ROUTES – финансировавшееся ЕС метеорологическое исследование ледовых условий Северного морского пути
- ARCDEV – финансировавшийся за счет ЕС проект развития арктических перевозок
Одна из задач данного проекта заключалась в формировании общего понимания нынешних нормативных положений и практики эксплуатации судов в России, оценке влияния будущих нормативных положений на судоходство в условиях российского Севера и вынесении рекомендации по практическому осуществлению в контексте создания крупномасштабной комплексной транспортной системы для российского Севера.
* — По данным на 2007-2008 год средняя грузовместимость эксплуатируемых СПГ-танкеров составляет 125 тыс. м3 сжиженного природного газа, а средняя грузовместимость танкеров, на которые были сделаны заказы, — 180 тыс. м3, и при этом грузовместимость варьирует от 75 тыс. м3 до 270 тыс. м 3.
Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)