Режимы доступа к регазификационным терминалам СПГ

регазификационный терминал сжиженного природного газаИзначальный вопрос состоит в том, может ли регазификационный терминал СПГ квалифицироваться как обычный объект капиталоемких инвестиций в конкурентной или, по крайней мере, состязательной отрасли (где существуют равные издержки входа-выхода для новых участников) или же имеются основания для вмешательства в беспрепятственное пользование инвестициями (например, такие объекты инвестиций относятся к категории перевозчиков общего пользования, являются объектами существенного значения или же субъектами национальной или естественной монополии, что обусловливает неравные условия входа-выхода для такого предприятия) за счет установления обязательного доступа третьих сторон (третьих лиц).

После принятия решения по Хэкберри в США применяется подход, согласно которому регазификационный терминал не является объектом существенного значения, а должен квалифицироваться скорее как часть объекта по производству сжиженного природного газа. На этом основании регулирование в США (после принятия решения по Хэкберри) не предписывает обязательного доступа третьих лиц. Роль Федеральной комиссии по регулированию в области энергетики (FERC) в этой области сводится к регулированию технических аспектов. После принятия решения по Хэкберри появилось большое число проектов по регазификации СПГ, многие из которых в настоящее время находятся на стадии завершения.

Положение в ЕС характеризуется обязательным доступом третьих лиц, но с возможностью изъятий из него на основании статьи 22 второй Газовой директивы. Данный подход отличается от применяемого в США, поскольку предусматривает в принципе такой же режим для СПГ-терминалов, как и для трубопроводов, несмотря на их очевидные различия. Во многих случаях в трубопроводном транспорте необходимо применять институт «верховной собственности» (принудительного отчуждения государством частной собственности) в интересах обеспечения земельных прав в районах прохождения трассы трубопровода, в то время как этого, возможно, не потребуется в случае СПГ-терминалов ввиду наличия обычно нескольких возможных площадок для их размещения. Как правило, это способствует конкуренции, поскольку у всех имеются равные возможности для участия в бизнесе. Несмотря на возможность изъятия согласно второй Газовой директиве, никто заранее не может рассчитывать на освобождение от обязательного доступа третьих сторон, начиная осуществление регазификационного проекта.

Отнюдь не обязательно, что доступ третьих лиц препятствует долгосрочному резервированию мощностей регазификационных терминалов. В действительности большая часть регазификационных мощностей в мире резервируется на длительные сроки с возможностью применения принципа «не воспользовался – потерял» в случае производственной необходимости.

Классификация регазификационных терминалов СПГ

Регазификационные терминалы подразделяются на три категории в зависимости от их роли в производственно-сбытовой цепочке сжиженного природного газа:

  1. Интегрированные
  2. Толлинговые
  3. Коммерческие

Первая категория предполагает интегрированную модель. В рамках данной модели регазификационный терминал является частью интегрированной цепочки СПГ. На терминалы данной категории сжиженный природный газ поступает, как правило, из конкретных источников. К этой модели относится большая часть терминалов Японии, которые находятся в собственности и эксплуатируются коммунальными предприятиями, выступающими в то же время в качестве покупателей по договору купли-продажи. Терминал Саут-Хук в Соединенном Королевстве является частью интегрированного проекта Qatar Gas II. Distrigas, дочернее предприятие компании GDF Suez, является единственным владельцем и пользователем терминала Эверетт в США.

Вторая категория относится к толлинговой модели. В данной модели владелец/оператор терминала сжиженного природного газа и пользователь являются разными субъектами. Владелец реализует услуги по разгрузке и регазификации пользователю и получает за это плату согласно договору пользования терминалом. К этому типу относятся так называемые «узловые» терминалы, такие как Зебрюгге (Бельгия), Айл-оф-Грейн (Соединенное Королевство), Кав-Пойнт, Элба-Айлэнд и Лэйк-Чарльз (США).

Третья категория – коммерческие терминалы. В качестве примера можно привести терминал в Хазире, Индия (операторы Shell/Total). Данный терминал получает спотовые партии из портфелей СПГ обеих компаний, являющихся его операторами, и перепродает полученные объемы потребителям в сфере переработки и сбыта. Он не заключает долгосрочные договоры купли-продажи. По имеющимся сообщениям, коэффициент загрузки мощностей терминала начиная с его ввода в эксплуатацию в 2005 году низок.

Источник: «Развитие рынка СПГ: роль Энергетической Хартии» (Секретариат Энергетической Хартии, 2008)