Корпус метановоза: особенности конструкции
В соответствии с правилами классификационных обществ (Английского Регистра Ллойда Lloyd’s Register, Французского Бюро Веритас Bureau Veritas и др.) метановозы должны иметь двойное дно и две непрерывные продольные переборки, образующие внутренний корпус. Поперечные переборки в районе грузового пространства сдвоенные, с коффердамом между ними шириной не менее одной шпации. По концам грузового пространства также устраиваются коффердамы.
Коффердамы, двойное дно и двойные борта используются для приема водяного балласта в порожнем рейсе таким образом, чтобы осадка носом газовоза была равна по крайней мере 3% длины корпуса.
На всех метановозах энергетическая установка должна размещаться в корме.
Обычно требуется, чтобы конструкция и размеры элементов набора метановозов соответствовали требованиям правил для танкеров. Общая прочность метановоза считается достаточной, если момент сопротивления эквивалентного бруса соответствует минимальному моменту сопротивления танкера аналогичных размеров.
Напряжения в корпусе метановоза на тихой воде в грузу весьма малы вследствие относительно небольшого дедвейта и довольно равномерного распределения груза по длине судна.
По правилам Французского Бюро Веритас требуется, чтобы момент сопротивления палубы метановоза был не менее величины, определяемой по формуле:
W = К·В (δ -|- 0,70), где
W — момент сопротивления корпуса судна на уровне линии палубы или тронка (за вычетом момента сопротивления бимсов для судов с непрерывной тронковой палубой),
В — ширина судна, м;
δ — коэффициент общей полноты, соответствующий водоизмещению судна в грузу;
К — коэффициент, определяемый в зависимости от длины судна следующим образом:
Длина судна, м | 150 | 150 | 160 | 170 | 180 | 190 | 200 | 210 | 220 |
Коэффициент К | 0,162 | 0,193 | 0,227 | 0,265 | 0,306 | 0,351 | 0,400 | 0,453 | 0,510 |
Момент сопротивления днища метановоза должен быть не меньше момента сопротивления палубы, увеличенного на 5%.
При выборе марки стали для днища, бортов, ширстрека и палубы пользуются рекомендациями, разработанными для танкеров. Однако следует учитывать, что корпус метановоза можно изготовить из обычной судостроительной стали только в том случае, если конструктивные элементы судна не охлаждаются ниже температуры минус 1°С при температуре сжиженного метана минус 161°С.
К материалу продольных переборок, второго дна и поперечных переборок предъявляются особые требования, поскольку именно эти конструкции будут подвергаться воздействию низких температур в случае нарушения изоляции грузовых цистерн. Поэтому в качестве материала указанных конструкций должна использоваться специальная сталь, обладающая достаточной прочностью в условиях глубокого охлаждения. В некоторых случаях можно использовать и обычную судостроительную сталь, но при этом необходимо соблюдать особые меры предосторожности. В частности, следует предусмотреть на случай нарушения изоляции грузовых цистерн (или на случай опасности нарушения изоляции) возможность немедленного затопления смежного балластного отсека с тем, чтобы температура корпусных конструкций могла поддерживаться на приемлемом уровне.
Состояние изoляции на судне контролируется термопарами, связанными с системой сигнализации и устанавливаемыми на продольных и поперечных переборках, а также на втором дне, с таким расчетом, чтобы расстояние между ними не превышало 6 м. На метановозе длиной около 180 м, например, должно быть установлено около 300 термопар.
Конструкция корпуса метановоза
Фундаменты и подкрепления должны устраиваться так, чтобы грузовые цистерны имели некоторую свободу смещения при резких колебаниях температуры. Кроме того, если фундаменты и подкрепления изготовлены из обычной судостроительной стали, необходимо поддерживать их температуру на уровне не ниже минус 1°С.
Источник: С.И. Логачев, М.М. Николаев - «Суда для перевозки сжиженных газов» (Ленинград, Издательство «Судостроение», 1966)