Опытная транспортировка СПГ французским танкером «Бове» - Часть 6

Экспериментальный СПГ-танкер BeauvaisОпыты, проведенные на танкере «Бове», позволили установить важные положения, касающиеся наземного оборудования станции сжижения и хранения газа.

Профиль и установка труб для подачи сжиженного природного газа должны исключать возможность образования газовых пробок. Для уменьшения или полного устранения утечек сжиженного метана следует устанавливать специальные сепараторы жидкой и газообразной фаз. Уменьшения испарения сжиженного метана можно достигнуть при условии, что давление сжиженного газа выше давления, при котором происходит это испарение (для данных температурных условий).

Работа наземных нагнетательных насосов для закачки сжиженного газа в танкерные резервуары была вполне удовлетворительной, несмотря на наличие в жидкости значительных количеств тяжелых продуктов, которые могли вызвать закупорку линий или остановку насосов.

В ходе испытаний по разгрузке танкера «Бове» и перекачке сжиженного метана в наземный резервуар емкостью 500 м3, находящийся на станции сжижении газа в Нанте (у причала Рош-Морис), напряжения, действующие на внутренние стенки этого резервуара, были весьма невелики, несмотря на большое расстояние транспортировки жидкого метана.

Количество сжиженного газа, подаваемого для охлаждения трубных коммуникаций (от наземного до танкерных резервуаров), целесообразно сократить, увеличив подачу в эти линии холодного испарившегося газа из резервуаров.

В ходе испытаний были выявлены оптимальные характеристики и найдено наиболее удобное размещение многочисленных контрольно-измерительных и регулирующих приборов: расходомеров, манометров для замера давления и др.

Операции нагрева и дегазации резервуаров танкера «Бове» были выполнены после окончательного слива сжиженного газа в береговые резервуары. Полная дегазация резервуаров осуществлялась в открытом море. При этом проводились испытания с целью установить оптимальную скорость нагрева стенок танкерных резервуаров. В качестве примера можно привести результаты, полученные на одном из резервуаров.

После полного опорожнения резервуар в течение 6 дней медленно нагревали (общее повышение температуры за этот период составило всего 60-70°С). Затем темп разогрева повысился: за 2 дня температура увеличилась на 40°С. Повышение температуры достигалось циркуляцией через резервуар холодного газа. Окончательный разогрев производился острым паром, при этом в течение суток температура возросла еще на 50°С. После разогрева и полной дегазации все три резервуара были тщательно обследованы с точки зрения изменений, происшедших в конструкции резервуара, его стенок и т. п.

Испытания СПГ-танкера «Бове» позволили перейти к промышленному транспорту сжиженного газа.

Выбору формы танкерных резервуаров для сжиженного природного газа предшествовали приближенные вычисления нагрузок и усилий, возникающих в процессе движения судна, экспериментирование на моделях и макетах и, наконец, точные расчеты, сделанные на основании пробных рейсов танкера «Бове».

Для окончательного выбора формы танкерных резервуаров была изготовлена специальная модель, представляющая собой маленький резервуар диаметром 70 см, с толщиной стенки 0,5 мм, заполняемый жидкой ртутью. Соотношение размеров модели и танкерного резервуара 1 : 32. Такой масштаб был выбран неслучайно, ибо в таком же соотношении находятся плотности сжиженного природного газа и ртути. Благодаря этому появилась возможность механического моделирования работы обоих резервуаров. Модель была установлена на специальное устройство, позволяющее воспроизводить движение судна. Это устройство позволяло также моделировать движение ртути внутри резервуара с частотой колебаний 0,8 циклов/сек. На маленьком резервуаре были установлены многочисленные контрольно-измерительные приборы: тензометры, датчики сопротивления, термопары и т. п. Проведенные опыты показали, что возникающие в модельном резервуаре напряжения в точности соответствуют сделанным расчетам.

Источник: Сорокин А.В., Черняк Л.М. - «Сжиженный метан за рубежом» (Москва, Издательство «НЕДРА», 1965)