Опытная транспортировка СПГ французским танкером «Бове» - Часть 5

Для слива и налива сжиженного газа, как уже говорилось, применяли насосы четырех различных типов. Насосы с удлиненным валом работали надежно, хотя и были некоторые осложнения при их запуске. Погружные насосы хорошо работали на сжиженном азоте, однако при испытаниях на сжиженном природном газе наблюдались закупорки в результате заедания поршневых колец. Удовлетворительные показатели имели также поршневые газовые насосы и насосы эжекторного типа.

На линиях подачи и отвода сжиженного и газообразного метана из резервуаров устанавливались секционные задвижки, приводимые в действие вручную или гидравлически. Благодаря таким задвижкам оказались возможными различные варианты подачи сжиженного и газообразного метана. Например, сжиженный газ мог подаваться в наземный резервуар Нантской станции либо через низ, либо через верх, а испарившийся в танкерных резервуарах газ мог идти либо на расположенный рядом завод по производству городского газа, либо для сжигания на факеле.

Каждой операции слива и налива сжиженного природного газа в танкерные резервуары предшествовало охлаждение всей системы труб, служащих для перекачки газа, начиная от наземного резервуара и кончая подводящими линиями непосредственно у каждого танкерного резервуара. Количество перекачиваемого охлаждающего сжиженного газа регулировалось с таким расчетом, чтобы давление в трубах находилось на определенном уровне. Степень охлаждения фиксировалась по показаниям термопар, установленных на концевых участках труб.

Сжиженный газ подавался в трубопровод постепенно, небольшими порциями, с использованием байпасных линий насосов, что позволяло заполнять трубопровод жидкостью без резкого изменения уровня. Чем быстрее достигается нормальный режим нагнетания газа, тем меньше испарение, возникающее в результате цикличности закачки в трубу сжиженного газа. При равномерном температурном режиме во всей системе перекачки заполнение танкерных резервуаров проходит легко. Всякое изменение одного из параметров режима нагнетания газа, например, подачи насоса, вызывает немедленное изменение давления в системе.

Налив газа прекращается с остановкой насоса и одновременным перекрытием секционных задвижек, расположенных между танкером и береговой наземной установкой. Сжиженный метан, находящийся в трубе между запорными задвижками танкера и наземной секционной задвижкой, удаляют с помощью специальной подогревательной установки, использующей тепло воды из р. Луары. Испарившийся газ сжигают на факеле. Окончательная очистка линии осуществляется продувкой азотом. В промышленных танкерах остающийся в трубопроводной системе сжиженный газ удаляют самотеком в танкерные резервуары, а несливающийся остаток — через дегазационную трубу. Таким образом, потери составляют лишь незначительное количество газа, т. е. газа, ушедшего в атмосферу.

Испытания показали, что закачка сжиженного газа в танкерные резервуары не представляет особых трудностей, если все стадии процесса правильно координируются и соблюдается технологический режим.

Источник: Сорокин А.В., Черняк Л.М. - «Сжиженный метан за рубежом» (Москва, Издательство «НЕДРА», 1965)