Ямал СПГ: политико-экономические условия

Перечислим и прокомментируем некоторые политико-экономические условия внешней среды проекта «СПГ- Ямал».

Независимость от транзитных соглашений

Рост протяженности экспортных газопроводов по территориям других государств и связанные с этим трудности согласования условий транзита газа и платы за транзит резко контрастируют с отсутствием таких проблем в проектах транспортировки СПГ.

Кроме того, объективная независимость реализации проекта от транспортных тарифов ОАО «Газпром» также играет положительную роль, поскольку позволяет понизить влияние внутренних экономических условий на ход проекта.

Отсутствие проблемы доступа третьих сторон к транспортной инфраструктуре

Решение проблемы доступа третьих сторон возможно только в процессе либерализации газового рынка. Это произойдет после отказа от регулируемых расценок на газ. Согласно Энергетической стратегии РФ до 2020 г. (ЭС-2020), контроль за тарифами на газ предполагается отменить за пределами 2010 года. При этом тарифы на транспорт газа (естественная монополия) останутся регулируемыми. После этого возможен постепенный переход от рынка продавца к рынку покупателя, т.е. постепенная отмена балансовых заданий на поставки газа для производителей. Будет подготовлен государственный нормативный акт, регламентирующий безусловную выдачу ТУ на подключение производителей и потребителей к газотранспортной системе. В настоящее время регламент устанавливает ОАО «Газпром» посредством внутренних актов. В дальнейшем предполагается применение сложных составных тарифов на транспортировку газа (доступ к трубе, прокачка, хранение и т.д.), как в странах с развитой экономикой.

Не будем оценивать возможные последствия либерализации для газовой отрасли в целом. С точки же реализации проекта «СПГ- Ямал» отсутствие этой проблемы является положительным моментом.

Возможность 100% экспорта углеводородов

Условия функционирования завода по производству СПГ допускают реализацию всех видов добываемого углеводородного топлива, что повышает экономическую эффективность проекта и расширяет сферу его применения. Это является положительным фактором проекта.

Зависимость от тарифов на ледокольный флот

В случае использования газовозов и вспомогательных судов недостаточного ледового класса возможна определенная зависимость проекта от тарифов на ледокольный флот. Кроме того, неизбежна плата за ледовое сопровождение на трассе Северного морского пути (СМП), а также необходимость в метеопрогнозах, получаемых с помощью спутниковой и авиа-ледовой разведки.

Северный морской путь является национальной транспортной коммуникацией. Порядок плавания по СМП и допуска судов, в том числе и к безледокольному плаванию по СМП, устанавливает Администрация СМП. Согласно правилам, к плаванию по трассам СМП допускаются на недискриминационной основе суда всех государств (после их инспекции специалистами СМП). Однако формирование тарифов на содержание федерального ледокольного флота и ледовую проводку – это все же вопрос политический, который до настоящего времени носит дискриминационный характер: действуют различные тарифы на «ледокольный сбор» для социальных грузов и экспортной продукции. Это может представлять определенную трудность для практической реализации проекта.

Возможные изменения в налоговом и таможенном законодательстве

Влияние этого аспекта двойственное. С одной стороны, есть требования со стороны ЕС на переговорах по вступлению России в ВТО о снижении экспортных таможенных пошлин. С другой стороны, последующее за этим снижение доходов бюджета может синхронно привести к соответствующему компенсирующему увеличению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это приведет к тому, что часть налоговой нагрузки, которая сейчас лежит на ОАО «Газпром», перейдет на независимых производителей. В то же время увеличение НДПИ и его дифференциация увеличат инвестиции предприятий в сокращение потерь углеводородного сырья, в том числе и при транспортировке. Для технологии СПГ потребление газа на собственные нужды в процессе транспортировки в 1,5 раза меньше, чем при транспортировке трубопроводным транспортом, что является преимуществом в свете возможных изменений в налоговом законодательстве.

Финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры

Хотя такая практика уходит в прошлое, тем не менее, например, ООО «Надымгазпром», согласно лицензионному соглашению на Новопортовское месторождение, построило газопровод в г. Салехард и выступило дольщиком в строительстве аэропорта в Салехарде. При этом сроки начала разработки месторождения переносились уже как минимум два раза. Новопортовское месторождение – это не менее 200 млн. тонн извлекаемых запасов нефти. Поэтому, исходя из оценок 1$ за баррель, на аукционе можно было бы получить до 1,5 млрд. долларов. За эти деньги можно построить много аэропортов и газифицировать не только Салехард.

Создание государственного резерва запасов газа из разведанных месторождений нераспределенного фонда

Возможное решение Правительства о создании государственного резерва запасов газа из уже разведанных месторождений нераспределенного фонда и разрешение разработки со 100% экспортом газа только на шельфе может привести к передаче прав на разработку месторождений газа без аукциона компаниям, владеющим газотранспортной инфраструктурой, что предусмотрено законом «О газоснабжении». Проектом нового закона «О недрах», обсуждающегося в настоящее время в ГД РФ, предусмотрена возможность признания Правительством РФ запасов минерального сырья стратегическими. Приоритетное право на покупку стратегического минерального сырья и распределения его запасов, по мнению авторов проекта закона, будет принадлежать РФ.

Ратификация Россией Киотского протокола

Ратификация Киотского соглашения Россией фактически запускает его в действие. Не будем обсуждать глобальные последствия этого соглашения, а дадим только короткий комментарий в контексте развития газового рынка. Для российских производителей газа появится возможность продавать на рынке такое преимущество природного газа, как относительно меньшее выделение CO2 при его сгорании на единицу выделяемой тепловой энергии и производимой электроэнергии. Можно покупать квоты на выброс CO2, а можно покупать газ и производить электроэнергию на современных газотурбинных электростанциях. Это приведет к росту спроса на газ в странах-потребителях (Западная Европа). Тогда есть риск, что государство вполне обоснованно может признать доходы от этого преимущества доходами от природной ренты и изымать их.

Источник: В.В. Имшенецкий, Ю.Н. Орлов - «Технология СПГ – перспективный вариант освоения ресурсов газа п-ва Ямал» (Москва, 2005)