Современные подходы к заключению контрактов на СПГ, сформировавшиеся в 1990-х годах - Часть 3

Рост цен на нефть и его влияние на цены в Северо-Восточной Азии

Первая реакция традиционных импортеров СПГ на сообщения о том, что Китай и Индия договорились о значительных скидках, была абсолютно отрицательной. Покупатели считали, что они также должны получить скидки, поскольку они участвовали в финансировании строительства значительной части инфраструктуры для поставок на рынки Азии.

Однако под влиянием ряда событий на рынке, последовавших за подписанием договоров с Китаем и Индией, перспективы предложения, спроса и цен на рынках СПГ резко изменились. Азиатские рынки стали существенно более напряженными, что отчасти было результатом экономического подъема и отчасти – следствием проблем с поставками с обоих заводов по сжижению в Индонезии – Арун и Бонтанг. По мере роста напряженности на рынках США и Европы, эти регионы начали активно искать источники поставок СПГ. Цены на обоих рынках также быстро выросли. Резко повысились и цены на нефть, обусловив рост цен газа в Северо-Восточной Азии в силу привязки их формул к ценам на нефть. На 2006 год наиболее распространено мнение, что цены по контрактам Китая и Индии представляют собой самую низкую точку в динамике ценообразования, и в обозримом будущем вряд ли будут повторены.

Вместе с тем, рост цен на нефть имел еще одно серьезное последствие. Ограничение цен и «S-образные кривые», которые предназначались для предотвращения негативного влияния обвалов нефтяного рынка на цену СПГ, стали действовать как фактор сдерживания ее роста в периоды повышения цен на нефть. Если предположить, что новый уровень цен на нефть – явление постоянное, а не временное, то механизмы установления верхнего предела цен, по сути, аннулируют традиционную привязку нефти и СПГ. Отставание цен на СПГ от роста цен на нефть показано на рисунке.
«Японская таможенная стоимость» сырой нефти (для «японской нефтяной корзины») и импортные цены на СПГ (долл. США за млн. БТЕ)

«Японская таможенная стоимость» сырой нефти (для «японской нефтяной корзины») и импортные цены на СПГ (долл. США за млн. БТЕ)

Различие между ценами для Китая и Индии и ценами на границе Японии показано на следующем рисунке, где они сравниваются между собой в единой ближневосточной контрольной точке (точке определения чистой экспортной стоимости поставок из Катара). Рисунок иллюстрирует также, насколько выше были бы сейчас цены для Японии, если бы не был установлен их верхний предел, а «S-образные кривые» не сглаживали влияние высоких цен на нефть.
Азиатские цены на СПГ, приведённые к единой ближневосточной контрольной точке путём использования базисного дифференциала для Катара

Некоторые азиатские цены на СПГ, приведённые к единой ближневосточной контрольной точке путём использования базисного дифференциала для Катара

В результате всех этих событий в странах Северо-Восточной Азии сложились весьма сложные условия для заключения контрактов. Продавцы утверждают, что новые высокие цены на газ представляют собой новую цену мирового рынка газа. Покупатели не понимают, почему они должны платить гораздо большую цену, которая, судя по всему, не продиктована ростом издержек.

Последние события на рынках Азии

С учетом того, что в настоящее время происходит адаптация договорной практики к условиям более высоких цен на энергоносители и что условия новых контрактов являются строго конфиденциальными, трудно точно утверждать, как сейчас составляются новые контракты для Азии и пересматриваются старые. Первоначально в качестве реакции на более высокий уровень цен на нефть, переговорщики, как представляется, стремились сгладить крутизну кривой формулы привязки цен СПГ к JCC при одновременной корректировке базисной контрактной цены СПГ, которая отражала бы выросшие нефтяные цены.

По всей видимости, в некоторые пересматриваемые старые контракты изначально была заложена гораздо более пологая кривая коэффициента «А» при превышении определенной пороговой цены на нефть. По имеющейся информации, в одном из контрактов предусматривалось «переключение» со стандартной кривой «А» при цене в 24 долл. США за баррель на кривую с крутизной 0,07. Далее, при превышении ценой уровня в 29 долл. США за баррель, крутизна кривой вновь «переключалась» бы – на сей раз на 0,055. Был составлен ряд новых контрактов для нового австралийского проекта Горгон (Gorgon). По имеющимся сведениям, в них также использовался коэффициент «А» на уровне 0,07. Как представляется, применение более пологой кривой привязки к цене нефти – это один из способов сохранения привязки цен на СПГ к ценам на нефть в условиях высоких цен на нефть.

Проявляется также интерес к отказу от использования JCC как мерила уровня цен на нефть. Несмотря на прозрачность JCC, этому показателю свойственны две проблемы. Во-первых, он не отражает свободные цены на нефть, например, на WTI в Северной Америке или Brent в Северном море. А во-вторых, поставляемая в Японию нефть, в среднем, является относительно тяжелой, в то время как СПГ должен предположительно конкурировать с более легкой малосернистой нефтью. По имеющимся данным, в одном из контрактов в Азии при определении цены на нефть в качестве эталонной использовалась нефть марки Brent.

В самое последнее время, как представляется, предпринимались определенные шаги к отказу от использования механизмов ограничения цен. Это позволило бы устранить фактическую расстыковку цен на нефть и СПГ, которая происходит в результате ограничения цен и применения «S-образной кривой».

Источник: «Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ» (Секретариат Энергетической Хартии, 2007)