Современные подходы к заключению контрактов на СПГ, сформировавшиеся в 1990-х годах - Часть 2

Выход Китая и Индии на азиатский рынок

Первый из запланированных СПГ-терминалов в Китае CNOOC построила в Шэньчжэне в провинции Гуандун. Переговоры по проекту, с предполагаемым началом поставок в первые годы XXI века, велись в период вялого спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе и появления новых конкурентных предложений о поставках со стороны Rasgas (Катар), North West Shelf (Австралия) и Tangguh (Индонезия). Ввиду благоприятной конкурентной обстановки на рынке и стремления поставщиков первыми выйти на китайский рынок, CNOOC смогла провести тендер и заключить контракт на весьма выгодных условиях. Конечным победителем тендера стал австралийский консорциум North West Shelf. По информации из специализированных изданий (Подробная информация о ценах и других условиях контракта является закрытой, и данные, полученные из различных отраслевых изданий, зачастую расходятся. Приводимые здесь показатели представляют собой оценку, сделанную автором на основе имевшихся в его распоряжении сведений.), можно предположить, что базисная цена составляла 2,85 долл. США за млн. БТЕ. В контракте была сохранена методика «S-образной кривой» с использованием JCC для целей индексации цены. Однако крутизна кривой соотношения между JCC и ценой СПГ, по имеющимся сведениям, была гораздо меньшей, чем в случае традиционного контракта для Северо-Восточной Азии, составляя примерно треть от обычного соотношения. В этой связи можно рассчитывать на более медленный рост цен на СПГ при повышении цен на нефть по сравнению с традиционным контрактом.

Проекту Tangguh, проигравшему шэньчжэньский тендер консорциуму North West Shelf, удалось выиграть тендер на второй китайский контракт с CNOOC на поставки газа на терминал в провинции Фуцзянь. По сообщениям печати, цена этой сделки была еще ниже, чем в шэньчжэньского проекте, и составляла 2,76 долл. США FOB за млн. БТЕ. В данном контракте также использовалась меньшая крутизна графика привязки к JCC и ограничение колебания цен при помощи «S-образной кривой».

Два упомянутых китайских контракта были подписаны в период вялого спроса в Азиатско-Тихоокеанском регионе и активной конкуренции между поставщиками. Впоследствии возникли проблемы с поставками из Индонезии, рынок вновь активизировался, и рост мировых цен на нефть сильно подтягивает вверх привязанные к ним цены на СПГ. Поэтому в настоящее время переговоры ведутся на заметно более высоких ценовых уровнях, а цены китайских контрактов квалифицируются в качестве низшей отметки ценообразования в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Индия оказалась проблемным рынком для СПГ. Поступало много предложений о строительстве приемных терминалов, начиная с первоначального проекта компании Enron в Дабхоле, штат Махараштра. Данный проект пострадал из-за сложного судебного производства по делу о банкротстве Enron, и хотя предусматривавшаяся им электростанция была сдана в эксплуатацию, приемный СПГ-терминал так и не был достроен.

Сооружать новые терминалы в Индии оказалось трудно ввиду проблемы поставки регазифицированного СПГ по ценам, приемлемым для индийских электростанций. Семьдесят процентов электростанций Индии работают на дешевом угле, и при более высокой цене газа газовые ТЭС оказывались неконкурентоспособными.

Из большого числа предложений было реализовано лишь два – в настоящее время эксплуатируются терминал компании Petronet в Дахедже (Dahej) и объект Shell в Хазире (Hazira) – оба в штате Гуджарат. Третий терминал в Кочине (Kochi), штат Керала, находится на весьма продвинутой стадии. Объект в Хазире необычен тем, что он проектировался как торговый терминал, где Shell и ее партнер Total намеревались совершать краткосрочные операции с партиями СПГ из своих портфелей поставок. Это пример осуществления в сфере сбыта и переработки перепродажи объемов, реализованных на началах самоконтрактования, без заключения официальных договоров купли-продажи с клиентами. Хотя терминал в Хазире находится в эксплуатации с февраля 2005 года, у него возникали проблемы с поставкой партий по приемлемым ценам (а также политические проблемы в связи с попытками использовать танкеры под иностранными флагами).

При этом объект в Дахедже заключил долгосрочный контракт с Rasgas. Для него также характерен отход от традиционной для Северо-Восточной Азии договорной практики в том плане, что в нем предусмотрено применение фиксированной цены в течение пяти лет, прежде чем начнет действовать положение об индексации по отношению к цене нефти. По имеющимся сведениям, цена FOB Катар составляет 2,53 долл. США за млн. БТЕ. По истечении периода фиксированной цены контракт предположительно будет привязан к цене нефти в 20 долл. США за баррель, причем коэффициент «А» в формуле P=A*Цена нефти равен 0,13.

По имеющимся сообщениям, Индия ведет переговоры о поставках СПГ с Ираном. Из этих сообщений следует, что угол наклона функции цены будет гораздо меньше – коэффициент «А» составит 0,065. Хотя о фактической базисной цене информации нет, можно предположить, что она будет привязана к цене нефти марки Dated Brent в Северном море, а не к JCC.

Источник: «Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ» (Секретариат Энергетической Хартии, 2007)