История мировой торговли СПГ

Возможность транспортировки СПГ танкерами была впервые продемонстрирована в 1958 году, когда на экспериментальном судне Methane Pioneer была осуществлена перевозка сжиженного природного газа из Лейк-Чарльз (Lake Charles) в штате Луизиана (США) в Кэнвей-Айленд (Canvey Island) в Великобритании. Затем, в 1964 году, была заключена первая коммерческая сделка – проект CAMEL, предусматривавший поставку алжирского газа в Великобританию и Францию. К 1969 году было заключено ещё три торговых сделки: дополнительные поставки из Алжира во Францию, поставки из Ливии в Италию и Испанию, а также поставка из залива Кука на Аляске в Японию (первый тихоокеанский проект).

Если первые поставки из Алжира осуществлялись на сравнительно небольшие расстояния в Европу, то на более удаленный рынок США впервые СПГ стал поставляться в 1972 году – в рамках небольшого проекта в Эверетте (Everette), штат Массачусетс. В 1978 году начались гораздо более крупные поставки сжиженного природного газа из Алжира на терминалы США в Кав-Пойнт (Cove Point), штат Мэриленд, и Элба-Айленд (Elba Island), штат Джорджия.

Начальный этап развития торговли СПГ в бассейне Атлантического океана пришелся на период беспрецедентных изменений на международных энергетических рынках. К ним относятся два нефтяных кризиса, широкомасштабная национализация концессионных проектов международных нефтяных компаний в странах ОПЕК и реструктуризация газовой отрасли в Северной Америке. Если импорт СПГ в Европу продолжал расти медленными темпами, то в Северной Америке торговля почти замерла, в результате чего прогнозы существенного увеличения спроса в Атлантике не материализовались.

Пережив два нефтяных кризиса в 1970-х годах и стремясь уменьшить зависимость от импорта нефти с Ближнего Востока, Япония увеличила импорт СПГ из стран Юго-Восточной Азии, в особенности из Индонезии. Сжиженный природный газ потреблялся главным образом в электроэнергетике.

В 1979 году, когда импортные поставки СПГ начального периода достигли своего максимума, на бассейн Атлантического океана приходилось 44% объема мировой торговли СПГ, а остальная часть – на единственный тихоокеанский рынок – Японию. Доля одних только США в мировой торговле сжиженным природным газом составляла 21%, что вдвое превосходило долю Франции, второго по величине импортера в Атлантике. Несмотря на то, что в 1982 году в бассейне Атлантического океана началась реализация двух новых проектов (поставки из Алжира в Бельгию и в Лейк-Чарльз в Луизиане), доля Атлантики в мировой торговле в том году сократилась до 31%. Подобно США, резко сократили свой импорт СПГ Италия и Великобритания.

В условиях, когда произошло существенное снижение интереса к СПГ в Атлантике, акцент сместился на Тихоокеанский регион, где помимо Японии импортировать СПГ в 1986 году начала Корея, а в 1990 году – Тайвань. В 1977 году поставки в Японию начали Абу-Даби и Индонезия, а затем, в 1983 году – Малайзия, и в 1989 году – Австралия. Лишь с оживлением рынков СПГ в США и Европе в конце 1990-х годов бассейн Атлантического океана вновь стал основным центром роста рынка СПГ.

Рост импорта СПГ по регионам (млрд. м<sup>3</sup>)

Рост импорта СПГ по регионам (млрд. м3)

Рисунок, на котором показан рост импорта СПГ по регионам, свидетельствует о значительном вкладе азиатских рынков в формирование спроса. В период 1975-1996 годов спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе увеличивался в среднем на 3,31 млрд. м3 в год (около 2,4 млн. тонн, т.е. чуть больше пропускной способности типовой технологической линии СПГ того времени). В отличие от этого, рост в Европе и США составлял всего 0,76 млрд. м3 в год.

Первые новые региональные поставщики появились в 1997 и 1999 годах. Проект Qatargas I, реализация которого началась в 1997 году в Катаре, стал первым новым ближневосточным проектом за двадцать лет, а начало осуществления проектов в Тринидаде и Нигерии в 1999 году означало появление первых новых поставщиков в бассейне Атлантического океана за последние двадцать пять лет. Если первоначально Qatargas обслуживал рынок Северо-Восточной Азии, то оба атлантических проекта предназначались для обслуживания нового роста спроса на СПГ в Европе и Северной Америке. В период 1996-2004 годов соотношение объемов импорта в Азию и Атлантику было намного более сбалансированным – 5,03 млрд. м3 в год в Азию и 4,63 млрд. м3 в год в Европу и США.

Рост экспорта СПГ по источникам поставок (млрд. м<sup>3</sup>)

Рост экспорта СПГ по источникам поставок (млрд. м3)

На рисунке показан переход от использования преимущественно азиатско-тихоокеанских источников поставок СПГ к более активному вовлечению атлантических и ближневосточных источников. Если первоначально новые поставки с Ближнего Востока осуществлялись, главным образом, на рынки Северо-Восточной Азии, то впоследствии в качестве потребителей стали все больше заявлять о себе Европа и Северная Америка (см. рисунок ниже).

Поставки с Ближнего Востока увеличиваются и меняют приоритетные направления экспорта (млрд. м<sup>3</sup>)

Поставки с Ближнего Востока увеличиваются и меняют приоритетные направления экспорта (млрд. м3)

На нижеследующем рисунке представлена картина новых законтрактованных поставок с Ближнего Востока к 2010 году. Общие доли трех регионов-импортеров примерно равны, но входящая в них новая составляющая – гибкие поставки – значительно больше в случае бассейна Атлантического океана.

Оценка контрактного статуса твёрдых и вероятных мощностей СПГ на 2010 год (млн. тонн СПГ)

Оценка контрактного статуса твердых и вероятных мощностей СПГ на 2010 год (млн. тонн СПГ)
(оценка Джима Дженсена на основе существующих графиков)

Источник: «Цена энергии: международные механизмы формирования цен на нефть и газ» (Секретариат Энергетической Хартии, 2007)